IC Literacy Test – это специально разработанный в рамках реализации совместной Программы по повышению качества базового образования Всемирного банка и Министерства финансов Российской Федерации (Программа READ, Russia Education Aid for Development) измерительный инструментарий, позволяющий оценить степень владения 14 - 16 летними выпускниками основной ступени общеобразовательной школы современными информационными и коммуникационными технологиями , которые используются человеком для получения новых знаний, коммуникации и исследовательской деятельности, в первую очередь, в цифровой среде.
ICL Test измеряет уровень ИК-компетентности не только у конкретного учащегося или класса, но и дает объективную оценку готовности выпускников основной школы к жизни в информационном обществе. Возможность получать подобные данные может заинтересовать директоров школ и руководителей системы образования разного уровня, так как результаты ICL Test позволят вырабатывать и корректировать образовательную политику отдельной школы, региона или даже целой страны в этой области. ICL Test предоставляет возможности оценить, в какой мере интеграция информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школьный образовательный процесс позволяет реализовать активный деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.
Преимущества ICL Test
- Оценка когнитивных умений, а не технологических навыков
ICL Test оценивает способность учащегося эффективно работать с информацией и решать практические задачи, используя информационно-коммуникационные технологии, а не уровень технологических навыков.
- Комплексность анализа
ICL Test позволяет оценивать как уровень информационно-коммуникационной компетентности в целом, так и её отдельные составляющие.
- Связь с реальной жизнью
Все тестовые задания основаны на реальных жизненных ситуациях, с которыми постоянно сталкиваются участники. Более 92 % школьников, проходивших ICL Test, заявили, что им было интересно отвечать на предложенные вопросы.
- Простота и доступность проведения
ICL Test можно пройти на любом компьютере, независимо от того, какая операционная система на нём установлена и имеет ли он доступ в Интернет.
- Автоматическая обработка результатов
Учащиеся, прошедшие тестирование, сразу получают свой результат. При обработке результатов тестирования используются сети Байеса, что обеспечивает прозрачность методологии и позволяет автоматизировать анализ и оценку результатов прохождения ICL Test.
- Высокая валидность и надежность результатов тестирования
ICL Test сконструирован в рамках подхода, основанного на системе сбора свидетельств (Evidence Centered Design). Использование этого подхода в настоящее время является одним из самых сильных аргументов конструктной валидности. Проведенные психометрические исследования показали высокую конвергентную, дивергентную и текущую валидность теста, а также его высокую надежность.
- Возможность широкого использования и практическая направленность результатов тестирования
Полученные результаты можно использовать как для формирующего оценивания в 8-9 классах (в том числе и для разработки рекомендаций по оптимизации образовательного процесса для повышения уровня ИК-компетентности учащихся), так и для итогового оценивания при окончании основной школы.
Оценка общего уровня информационно-коммуникационной (ИК) компетентности выпускников основной школы с помощью инструмента IC Literacy Test (ICL Test), обеспечивающего реалистичную и разностороннюю оценку ИК-компетентности с помощью тестовых заданий, основанных на реальных ситуациях.
Версии инструмента IC Literacy Test подготовлены на русском, английском и армянском языках с учетом культурологических, языковых особенностей и целей, задач и специфики содержания национальных систем общего среднего образования стран проведения тестирования. Инструмент прошел апробацию в России (Республика Татарстан, г.Красноярск, г.Барнаул, г.Москва, ЯНАО), Таиланде, Республике Армения, Англии, Республике Беларусь.
Все тексты тестовых заданий на английском и русском языках были проверены на соответствие (понятность, читабельность) возрасту целевой аудитории – 14-15 лет. Кроме того, проведена специальная процедура по сравнению стандартов, лежащих в основе инструмента по оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы ICL Test с законодательной базой РФ в области основного общего образования, что необходимо для встраивания тестирования в национальную систему образования.
Российская Федерация:
В рамках проекта «Информатизация школ республики Татарстан» проведена оценка ИК-компетентности репрезентативной выборки учащихся 9-х классов (около 400 школьников) и более чем 200 учителей Республики Татарстан.
Свыше 1500 выпускников основной школы протестировано в отдельных городах (Москва, Барнаул, Красноярск).
В 2014 году проведена оценка информационно-коммуникационной компетентности учащихся девятых классов в Ямало-Ненецком автономном округе с учетом требований региональной системы по оценке качества образования. Дополнительно была разработана анкета учителя, посвященная различным аспектам использования ИКТ в профессиональной деятельности педагогов, которая позволила собрать информацию о практиках применения ИКТ в учебном процессе, а также связать их с уровнем ИК-компетентности учащихся ЯНАО. В ходе исследования было протестировано свыше 5000 учащихся и опрошено более 1500 учителей.
Республика Армения:
Проведено операционное тестирование репрезентативной выборки выпускников основной школы Республики Армения – 2474 учащихся из 126 школ, расположенных во всех регионах республики, как в городской так и в сельской местности. Для более надежного и валидного измерения ИК-компетентности перед использованием на операционном тестировании все тестовые задания апробированы в рамках пилотных тестирований, в которых приняли участие 913 учащихся (298 в 2012 году и 615 в 2013 году).
Великобритания:
В исследовании ИК-компетентности приняли участие учащиеся школ Великобритании, в т.ч. входящих в 10 лучших школ страны.
Республика Беларусь:
Тестирование ИК-компетентности учащихся городских и сельских школ, расположенных в 15 населенных пунктах Гомельской области Республики Беларусь и во всех 9 районах города Минска.
- 16 тестовых заданий сценарного типа различной сложности
- 2 академических часа на выполнение всех заданий
- проверка 7 составляющих ИК-компетентности
- 5 детально разработанных уровней оценки ИК-компетентности
- протестировано более 25 000 учащихся в 10 регионах России и за рубежом
- Проведение оценки уровня ИК-компетентности выпускников основной школы при помощи инструмента IC Literacy Test в регионах Российской Федерации, странах СНГ и других странах.
- Выявление факторов, влияющих на формирование ИК-компетентности, и многоуровневый анализ факторов, связанных с формированием ИК-компетентности учащихся.
- Подготовка практических рекомендаций по повышению уровня ИК-компетентности выпускников основной школы конкретной образовательной организации, конкретного региона.
- Получение обширного материала для всестороннего статистического и педагогического анализа, на основе которого возможно формировать и корректировать образовательную политику в области внедрения и развитию ИКТ в учебном процессе образовательных учреждений.
- Проведение межстранового сравнительного исследования.
- Укрепление связей и восстановление традиций сотрудничества между образовательными учреждениями и системами образования разных стран посредством участия в исследовании и сотрудничестве специалистов из разных стран.
- Инструмент IC Literacy Test с высокой валидностью и надежностью результатов, позволяющий оценить информационно-коммуникационную компетентность учащихся 9-х классов и выявить факторы, влияющие ее на формирование, с возможностью работы на любом компьютере с любой операционной системой и при наличии или отсутствии доступа в Интернет, с получением результата сразу после прохождения тестирования.
- Анализ полученных результатов группой опытных экспертов НФПК и рекомендации, которые могут использоваться как для формирующего оценивания, так и для итогового оценивания при окончании основной школы.
- Международный банк реконструкции и развития
- Центр оценки и тестирования при Правительстве Армении
- Институт по развитию преподавания науки и технологии образования (IPST) в Таиланде
- Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь
- Манчестерский университет, Центр по изучению формирующего оценивания (Centre for Formative Assessment Studies at the University of Manchester)
- Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования Республики Татарстан (РЦИМК)
- Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО)
- Центр оценки качества образования Красноярского края (ЦОКО) ГКУ ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования»
В.А. Болотов
Президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Института образования и Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
"В этом инструменте речь идет не о компьютерной грамотности. Мышку ребята научатся водить и без нас. Кстати, быстрее даже, чем мы. А вот на самом деле, научились ребята работать с информацией? Научились они ее обрабатывать? Искать? Находить? Использовать ее для своих, не учебных задач? Это очень непростые вопросы. И команда Светланы Михайловны Авдеевой и Марка Зелмана смогла разработать, на взгляд мой и многих управленцев, продукт, который можно использовать при оценке тех или иных программ действий. <…> Например, коллеги из Беларуси разрабатывают цифровой образовательный ресурс, и хотели бы посмотреть, а меняется ли что-то в ментальности у школьников, в их способности работать с информацией? И данный инструмент, несомненно, помогает в этом. <…> По итогам исследования даются рекомендации, что надо делать органам управления образованием, чтобы улучшить способность школьников для работы с информацией. Это важнейшее умение для XXI века! Я думаю, что команда Авдеевой-Зелмана будет полезна всем, кто реально заинтересован в подготовке наших школьников к жизни в новом веке."
Е.Л. Рачевский
директор ГАОУ ЦО №548 « Царицыно», Народный учитель РФ
"По итогам тестирования сотрудники НФПК провели глубокий качественный анализ полученных результатов, предоставили рекомендации по формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся для повышения их уровня ИК-компетентности, что позволит выйти на новый качественный уровень информационной зрелости наших учеников. "
Р.С.Сидоренко
Г.Г. Меликян
директор Центра оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения
И.В. Редько
И.о. директора Красноярского Центра оценки качества образования
О.А. Ощепков
И.о. ректора Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования
В.А. Болотов
Президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Института образования и Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
"В этом инструменте речь идет не о компьютерной грамотности. Мышку ребята научатся водить и без нас. Кстати, быстрее даже, чем мы. А вот на самом деле, научились ребята работать с информацией? Научились они ее обрабатывать? Искать? Находить? Использовать ее для своих, не учебных задач? Это очень непростые вопросы. И команда Светланы Михайловны Авдеевой и Марка Зелмана смогла разработать, на взгляд мой и многих управленцев, продукт, который можно использовать при оценке тех или иных программ действий. <…> Например, коллеги из Беларуси разрабатывают цифровой образовательный ресурс, и хотели бы посмотреть, а меняется ли что-то в ментальности у школьников, в их способности работать с информацией? И данный инструмент, несомненно, помогает в этом. <…> По итогам исследования даются рекомендации, что надо делать органам управления образованием, чтобы улучшить способность школьников для работы с информацией. Это важнейшее умение для XXI века! Я думаю, что команда Авдеевой-Зелмана будет полезна всем, кто реально заинтересован в подготовке наших школьников к жизни в новом веке."
Е.Л. Рачевский
директор ГАОУ ЦО №548 « Царицыно», Народный учитель РФ
"По итогам тестирования сотрудники НФПК провели глубокий качественный анализ полученных результатов, предоставили рекомендации по формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся для повышения их уровня ИК-компетентности, что позволит выйти на новый качественный уровень информационной зрелости наших учеников. "
Р.С.Сидоренко
Г.Г. Меликян
директор Центра оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения
И.В. Редько
И.о. директора Красноярского Центра оценки качества образования
О.А. Ощепков
И.о. ректора Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования