![](/sites/all/themes/argo/assets/img/2011.jpg)
![](/sites/all/themes/argo/assets/img/2012.jpg)
![](/sites/all/themes/argo/assets/img/2013.jpg)
![](/sites/all/themes/argo/assets/img/2014.jpg)
IC Literacy Test – это специально разработанный в рамках реализации совместной Программы по повышению качества базового образования Всемирного банка и Министерства финансов Российской Федерации (Программа READ, Russia Education Aid for Development) измерительный инструментарий, позволяющий оценить степень владения 14 - 16 летними выпускниками основной ступени общеобразовательной школы современными информационными и коммуникационными технологиями , которые используются человеком для получения новых знаний, коммуникации и исследовательской деятельности, в первую очередь, в цифровой среде.
ICL Test измеряет уровень ИК-компетентности не только у конкретного учащегося или класса, но и дает объективную оценку готовности выпускников основной школы к жизни в информационном обществе. Возможность получать подобные данные может заинтересовать директоров школ и руководителей системы образования разного уровня, так как результаты ICL Test позволят вырабатывать и корректировать образовательную политику отдельной школы, региона или даже целой страны в этой области. ICL Test предоставляет возможности оценить, в какой мере интеграция информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школьный образовательный процесс позволяет реализовать активный деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.
Преимущества ICL Test
- Оценка когнитивных умений, а не технологических навыков
ICL Test оценивает способность учащегося эффективно работать с информацией и решать практические задачи, используя информационно-коммуникационные технологии, а не уровень технологических навыков.
- Комплексность анализа
ICL Test позволяет оценивать как уровень информационно-коммуникационной компетентности в целом, так и её отдельные составляющие.
- Связь с реальной жизнью
Все тестовые задания основаны на реальных жизненных ситуациях, с которыми постоянно сталкиваются участники. Более 92 % школьников, проходивших ICL Test, заявили, что им было интересно отвечать на предложенные вопросы.
- Простота и доступность проведения
ICL Test можно пройти на любом компьютере, независимо от того, какая операционная система на нём установлена и имеет ли он доступ в Интернет.
- Автоматическая обработка результатов
Учащиеся, прошедшие тестирование, сразу получают свой результат. При обработке результатов тестирования используются сети Байеса, что обеспечивает прозрачность методологии и позволяет автоматизировать анализ и оценку результатов прохождения ICL Test.
- Высокая валидность и надежность результатов тестирования
ICL Test сконструирован в рамках подхода, основанного на системе сбора свидетельств (Evidence Centered Design). Использование этого подхода в настоящее время является одним из самых сильных аргументов конструктной валидности. Проведенные психометрические исследования показали высокую конвергентную, дивергентную и текущую валидность теста, а также его высокую надежность.
- Возможность широкого использования и практическая направленность результатов тестирования
Полученные результаты можно использовать как для формирующего оценивания в 8-9 классах (в том числе и для разработки рекомендаций по оптимизации образовательного процесса для повышения уровня ИК-компетентности учащихся), так и для итогового оценивания при окончании основной школы.
Оценка общего уровня информационно-коммуникационной (ИК) компетентности выпускников основной школы с помощью инструмента IC Literacy Test (ICL Test), обеспечивающего реалистичную и разностороннюю оценку ИК-компетентности с помощью тестовых заданий, основанных на реальных ситуациях.
Версии инструмента IC Literacy Test подготовлены на русском, английском и армянском языках с учетом культурологических, языковых особенностей и целей, задач и специфики содержания национальных систем общего среднего образования стран проведения тестирования. Инструмент прошел апробацию в России (Республика Татарстан, г.Красноярск, г.Барнаул, г.Москва, ЯНАО), Таиланде, Республике Армения, Англии, Республике Беларусь.
Все тексты тестовых заданий на английском и русском языках были проверены на соответствие (понятность, читабельность) возрасту целевой аудитории – 14-15 лет. Кроме того, проведена специальная процедура по сравнению стандартов, лежащих в основе инструмента по оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы ICL Test с законодательной базой РФ в области основного общего образования, что необходимо для встраивания тестирования в национальную систему образования.
Российская Федерация:
В рамках проекта «Информатизация школ республики Татарстан» проведена оценка ИК-компетентности репрезентативной выборки учащихся 9-х классов (около 400 школьников) и более чем 200 учителей Республики Татарстан.
Свыше 1500 выпускников основной школы протестировано в отдельных городах (Москва, Барнаул, Красноярск).
В 2014 году проведена оценка информационно-коммуникационной компетентности учащихся девятых классов в Ямало-Ненецком автономном округе с учетом требований региональной системы по оценке качества образования. Дополнительно была разработана анкета учителя, посвященная различным аспектам использования ИКТ в профессиональной деятельности педагогов, которая позволила собрать информацию о практиках применения ИКТ в учебном процессе, а также связать их с уровнем ИК-компетентности учащихся ЯНАО. В ходе исследования было протестировано свыше 5000 учащихся и опрошено более 1500 учителей.
Республика Армения:
Проведено операционное тестирование репрезентативной выборки выпускников основной школы Республики Армения – 2474 учащихся из 126 школ, расположенных во всех регионах республики, как в городской так и в сельской местности. Для более надежного и валидного измерения ИК-компетентности перед использованием на операционном тестировании все тестовые задания апробированы в рамках пилотных тестирований, в которых приняли участие 913 учащихся (298 в 2012 году и 615 в 2013 году).
Великобритания:
В исследовании ИК-компетентности приняли участие учащиеся школ Великобритании, в т.ч. входящих в 10 лучших школ страны.
Республика Беларусь:
Тестирование ИК-компетентности учащихся городских и сельских школ, расположенных в 15 населенных пунктах Гомельской области Республики Беларусь и во всех 9 районах города Минска.
- 16 тестовых заданий сценарного типа различной сложности
- 2 академических часа на выполнение всех заданий
- проверка 7 составляющих ИК-компетентности
- 5 детально разработанных уровней оценки ИК-компетентности
- протестировано более 25 000 учащихся в 10 регионах России и за рубежом
- Проведение оценки уровня ИК-компетентности выпускников основной школы при помощи инструмента IC Literacy Test в регионах Российской Федерации, странах СНГ и других странах.
- Выявление факторов, влияющих на формирование ИК-компетентности, и многоуровневый анализ факторов, связанных с формированием ИК-компетентности учащихся.
- Подготовка практических рекомендаций по повышению уровня ИК-компетентности выпускников основной школы конкретной образовательной организации, конкретного региона.
- Получение обширного материала для всестороннего статистического и педагогического анализа, на основе которого возможно формировать и корректировать образовательную политику в области внедрения и развитию ИКТ в учебном процессе образовательных учреждений.
- Проведение межстранового сравнительного исследования.
- Укрепление связей и восстановление традиций сотрудничества между образовательными учреждениями и системами образования разных стран посредством участия в исследовании и сотрудничестве специалистов из разных стран.
- Инструмент IC Literacy Test с высокой валидностью и надежностью результатов, позволяющий оценить информационно-коммуникационную компетентность учащихся 9-х классов и выявить факторы, влияющие ее на формирование, с возможностью работы на любом компьютере с любой операционной системой и при наличии или отсутствии доступа в Интернет, с получением результата сразу после прохождения тестирования.
- Анализ полученных результатов группой опытных экспертов НФПК и рекомендации, которые могут использоваться как для формирующего оценивания, так и для итогового оценивания при окончании основной школы.
- Международный банк реконструкции и развития
- Центр оценки и тестирования при Правительстве Армении
- Институт по развитию преподавания науки и технологии образования (IPST) в Таиланде
- Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь
- Манчестерский университет, Центр по изучению формирующего оценивания (Centre for Formative Assessment Studies at the University of Manchester)
- Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования Республики Татарстан (РЦИМК)
- Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО)
- Центр оценки качества образования Красноярского края (ЦОКО) ГКУ ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования»
![](https://old.ntf.ru/sites/default/files/4_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2.jpg)
В.А. Болотов
Президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Института образования и Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
"В этом инструменте речь идет не о компьютерной грамотности. Мышку ребята научатся водить и без нас. Кстати, быстрее даже, чем мы. А вот на самом деле, научились ребята работать с информацией? Научились они ее обрабатывать? Искать? Находить? Использовать ее для своих, не учебных задач? Это очень непростые вопросы. И команда Светланы Михайловны Авдеевой и Марка Зелмана смогла разработать, на взгляд мой и многих управленцев, продукт, который можно использовать при оценке тех или иных программ действий. <…> Например, коллеги из Беларуси разрабатывают цифровой образовательный ресурс, и хотели бы посмотреть, а меняется ли что-то в ментальности у школьников, в их способности работать с информацией? И данный инструмент, несомненно, помогает в этом. <…> По итогам исследования даются рекомендации, что надо делать органам управления образованием, чтобы улучшить способность школьников для работы с информацией. Это важнейшее умение для XXI века! Я думаю, что команда Авдеевой-Зелмана будет полезна всем, кто реально заинтересован в подготовке наших школьников к жизни в новом веке."
![](https://old.ntf.ru/sites/default/files/%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D0%BB.jpg)
Е.Л. Рачевский
директор ГАОУ ЦО №548 « Царицыно», Народный учитель РФ
"По итогам тестирования сотрудники НФПК провели глубокий качественный анализ полученных результатов, предоставили рекомендации по формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся для повышения их уровня ИК-компетентности, что позволит выйти на новый качественный уровень информационной зрелости наших учеников. "
![](https://old.ntf.ru/sites/default/files/%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%A0%D0%91.jpg)
Р.С.Сидоренко
![](https://old.ntf.ru/sites/default/files/%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%8F%D0%BD.jpg)
Г.Г. Меликян
директор Центра оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения
![](https://old.ntf.ru/sites/default/files/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA2.jpg)
И.В. Редько
И.о. директора Красноярского Центра оценки качества образования
![](https://old.ntf.ru/sites/default/files/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BB.jpg)
О.А. Ощепков
И.о. ректора Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования
В.А. Болотов
Президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Института образования и Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
"В этом инструменте речь идет не о компьютерной грамотности. Мышку ребята научатся водить и без нас. Кстати, быстрее даже, чем мы. А вот на самом деле, научились ребята работать с информацией? Научились они ее обрабатывать? Искать? Находить? Использовать ее для своих, не учебных задач? Это очень непростые вопросы. И команда Светланы Михайловны Авдеевой и Марка Зелмана смогла разработать, на взгляд мой и многих управленцев, продукт, который можно использовать при оценке тех или иных программ действий. <…> Например, коллеги из Беларуси разрабатывают цифровой образовательный ресурс, и хотели бы посмотреть, а меняется ли что-то в ментальности у школьников, в их способности работать с информацией? И данный инструмент, несомненно, помогает в этом. <…> По итогам исследования даются рекомендации, что надо делать органам управления образованием, чтобы улучшить способность школьников для работы с информацией. Это важнейшее умение для XXI века! Я думаю, что команда Авдеевой-Зелмана будет полезна всем, кто реально заинтересован в подготовке наших школьников к жизни в новом веке."
Е.Л. Рачевский
директор ГАОУ ЦО №548 « Царицыно», Народный учитель РФ
"По итогам тестирования сотрудники НФПК провели глубокий качественный анализ полученных результатов, предоставили рекомендации по формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся для повышения их уровня ИК-компетентности, что позволит выйти на новый качественный уровень информационной зрелости наших учеников. "
Р.С.Сидоренко
Г.Г. Меликян
директор Центра оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения
И.В. Редько
И.о. директора Красноярского Центра оценки качества образования
О.А. Ощепков
И.о. ректора Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования