Рейтингование учреждений профессионального образования | НФПК
 ! Годовой отчет НФПК за 2018

Рейтингование учреждений профессионального образования

Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования
Направления: 
Цель: 

Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
2011:

  • Анализ российских подходов (методологий и индикаторов) к оценке работы высших учебных заведений.
  • Проведение сравнительного анализа глобальных, национальных и специализированных рейтингов, национальных подходов к оценке качества деятельности высших учебных заведений.
  • Сравнительный анализ методологий и ключевых параметров рейтингования международной и российской практики.
  • Разработка методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.

2012:

  • Разработка методики и инструментария для проведения апробации методологии рейтингования.
  • Апробация методологии рейтингования.
  • Общественное обсуждение методологии рейтингования.
  • Доработка методологии рейтингования.
  • Разработка рекомендаций по применению методологии рейтингования.

2013:

  • Подготовка и проведение международной конференции по обсуждению методологии рейтингования.
Результаты: 
  • Методика и инструментарий для проведения апробации
  • Результаты экспертных обсуждений методологии
  • Экспертные заключения на российскую версию рейтингования вузов представителей Международной Группой экспертов (IREG)
  • Перечень индикаторов, удовлетворяющих требованиям развития системы высшего образования внутри страны и способствующих продвижению российских вузов в глобальных рейтингах
  • Инструмент построения различных  типов ранжирований
  • Модельная методология рейтингования образовательных учреждений профессионального образования, доработанная  с учетом результатов профессионально-общественных обсуждений.
  • Рекомендации по применению методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.
  • Экспертное признание методологии рейтингования российским и международным образовательным сообществом.
Проект в цифрах: 
  • Инструментарий для проведения многомерного ранжирования российских вузов и построения 18 способов ранжирования
  • База данных по более 100 первичным показателям деятельности российских вузов
  • Экспертиза модельной методологии национальной системы многомерного ранжирования Группой по аудиту Обсерватории по академическому ранжированию и совершенству (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence)
  • Не менее 3 специальных инструментов для консультирования и экспертизы российских вузов по вопросам позиционирования и продвижения бренда в национальном и глобальном пространстве высшего образования
  • 103 российских вуза-участника апробации модельной методологии многомерного ранжирования
  • 116 участников двухдневной международной конференции из 8 стран. Впервые собраны на одной площадке представители 3 глобальных рейтингов: ARWU, THE, QS.
  • более 50 экспертов, в т.ч. зарубежных, оценивших модельную методологию многомерного ранжирования
  • 7 общественно-профессиональных и экспертных обсуждений по вопросам разработки и перспективам применения модельной методологии многомерного ранжирования
  • 5 публикаций о ходе разработки и проекте модельной методологии многомерного ранжирования
Заказчик: 
Министерство образования и науки Российской Федерации
Перспективы развития: 

Разработанная методология может стать основой для:

  • развития независимого национального многомерного ранжирования высших учебных заведений;
  • консультирования и экспертизы российских вузов по возможностям вхождения и продвижения в глобальных и национальных рейтингах;
  • консультирования и экспертизы российских вузов по вопросам стратегического планирования, позиционирования и продвижения бренда вуза в национальном и глобальном пространстве высшего образования.
Продукты: 
  • Методология многомерного ранжирования вузов
  • Инструментарий для проведения многомерной оценки деятельности вузов
  • База данных о деятельности российских вузов по показателям пяти направлений деятельности: научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний, взаимодействие с регионом
  • Инструментарий математико-статистической обработки данных
  • Инструменты системной оценки качества деятельности российских вузов, включая:
    • специальное ранжирование по индикаторам глобальных рейтингов
    • специальное ранжирование ведущих вузов по набору индикаторов превосходства
    • многомерное ранжирование по n направлениям деятельности
  • Инструмент оценки сильных и слабых сторон развития вузов на основе результатов различных типов ранжирований
  • Консультирование вузов и экспертиза по вопросам стратегического планирования и развития на основании результатов многомерного ранжирования
  • Алгоритм создания специализированного электронного ресурса, посвященного национальной системе многомерного ранжирования российских вузов
Организации-партнеры: 
  • Институт международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • Центр социальных рейтингов Российского информационного агентства «Новости»
  • Группа по аудиту Обсерватории по академическому ранжированию и совершенству (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence)