12 апреля Национальный фонд подготовки кадров совместно с Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Томским государственным университетом в рамках Московского международного салона образования (ММСО-2017) провели круглый стол «Вузы как центры пространства создания инноваций: вызовы и перспективы». Модератором круглого стола выступила И.В. Аржанова, исполнительный директор НФПК. Фонд является оператором крупнейших федеральных программ, в том числе программы развития опорных университетов в России.
А.Б. Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России представил Проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». В своем выступлении он отметил, что
«Проект должен учитывать уже наработанную базу механизмов, ресурсов и компетенций, которые были сформированы в рамках инициатив в сфере высшего образования. То есть, необходимо обеспечить преемственность приоритетного проекта по отношению к проектам по созданию национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, Проекту 5-100 и опорным вузам. Сегодня мы находимся в точке определения критериев и механизмов отбора университетов, на базе которых будут созданы университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов. Мы пришли к выводу, что наиболее эффективным способом станет разделение показателей на две группы – «необходимое» и «достаточное условие».
По его словам, актуальный этап реализации проекта — проектирование системы показателей, позволяющих зафиксировать влияние университета на экономику и социальный сектор региона. Система оценки деятельности университета в рамках приоритетного проекта будет сфокусирована на инновационной составляющей и способности университета выстраивать партнерские отношения с региональной властью, промышленными и инновационными компаниями, организациями социального сектора.
Эдуард Галажинский представил модели университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. В своем выступлении он отметил, что
«Создаваемые университетские центры должны будут закрепить новую роль университета как центра технологического и социального развития региона. Первая модель направлена на технологическое развитие региона и предполагает выстраивание взаимодействия с кластерами, промышленностью и высокотехнологичным бизнесом, работу по приоритетам научно-технологического развития. Вторая модель направлена на развитие рынка социальных услуг и социального предпринимательства, городской среды, поиск новых решений совместно с региональной властью в рамках реализации социальной политики».
Как отметил ректор ТГУ, модели университетских центров соответствуют повестке губернаторов, стратегиям развития регионов, а также учитывают направления, зафиксированные в Стратегии научно-технологического развития России, «дорожных картах» Национальной технологической инициативы. Задачи технологического и социального развития регионов обозначены в качестве приоритетных в Основах новой государственной политики регионального развития.
В обсуждении темы также приняли участие представители региональной власти, институты развития, инжиниринговые центры, компании, руководство ведущих и опорных университетов. Эксперты обсудили успешные модели трансформации региональных университетов и критерии оценки их деятельности. Перед университетами сегодня стоит вызов – определить свою роль в социальном и технологическом развитии региона. Особое внимание было уделено эффективным механизмам взаимодействия опорных вузов, университетов-участников Проекта 5-100 с предприятиями и организациями региональной экономики, социального сектора. Было отмечено, что университеты, являются главными поставщиками кадров и компетенций для региональных экономик. По словам выступающих, для качественного скачка и дальнейшего развития в этом направлении необходимо способствовать агломерации вузов, технопарков и предприятий регионов.
Отдельной темой стал вопрос - нужно ли в университетах развивать молодёжное предпринимательство и должен ли вуз работать со стартапами. Существует мнение, что развитие предпринимательского мышления у молодежи, создание университетом возможностей для студентов во время их обучения в вузе создавать свои стартапы - это жизненно важно, как для вуза, так и для региона и экономики в целом, другие наоборот с этим не согласны и считают, что роль университета заключается в другом. Учитывая актуальность вопроса, НФПК в партнерстве с Консорциумом томских университетов 18 мая 2017 года в рамках международного форума U-Novuz проведет круглый стол «Роль университетов в развитии молодежного предпринимательства», Основная тема U-NOVUS 2017 – таланты и перспективные технологии.
- 15509 просмотров