Модели сетевого сотрудничества университетов стали темой всероссийской конференции, открывшейся 16 апреля 2018 в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева – КАИ. В этом году ежегодное масштабное мероприятие, посвященное вопросам развития магистратуры, было организовано Благотворительным фондом В.Потанина в партнерстве с Национальным фондом подготовки кадров. Конференция объединила более 280 участников из 45 городов России – экспертов, преподавателей вузов, представителей государственных органов и средств массовой информации. Участниками форума традиционно стали победители Стипендиальной программы Владимира Потанина.
Конференцию открыл Андрей Поминов, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан: «Многие помнят период перехода на двухуровневую систему образования, – отметил он. – Тогда в академическом сообществе велись дискуссии о целесообразности таких изменений. Сегодня стало понятно, что без двух уровней образования не обойтись. Магистратура стала востребована у абитуриентов – в частности, в Татарстане за последние два года прием на магистерские программы вырос более чем на 25%».
Генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева рассказала о работе Фонда в области высшего образования и напомнила о ее базовом принципе – конкурсной основе. Она подчеркнула важную роль конкурсов – как для профессионалов и организаций, в которых они работают, так и для всей сферы:
– Принимая участие в конкурсе, человек не просто решает профессиональные задачи, он развивает личностные компетенции и повышает свой статус. Для университета участие в конкурсе – вопрос репутации, поскольку это характеризует среду в образовательном учреждении как активную и динамичную, подчеркивает заинтересованность его сотрудников в развитии и, в конечном итоге, делает университет привлекательным для стейкхолдеров. Мы стремимся к тому, чтобы конкурсы Фонда стимулировали позитивные изменения в высшем образовании. В ходе них часто выявляются темы, которые требуют поддержки.
Оксана Орачева обратила внимание на то, что потенциал и ресурс конкурсных механизмов не исчерпан: они дают возможность для развития экспертного сообщества, позволяют тиражировать лучшие практики и помогают более точечно выявить и сформулировать проблему.
Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, заявила, что двухуровневая система образования сегодня уже сформировалась и является адекватной требованиям времени. По сравнению с 2006 годом, в 2016 кардинально изменилась пропорция между одноуровневыми программами специалитета и двухуровневыми программами, а доля магистрантов с 2010 по 2016 возросла в четыре раза. «В целом по сети федеральных университетов удельный вес обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры достиг 21,6%» – подчеркнула эксперт.
Лидерство и личностное развитие в целом должны быть приоритетом высшего образования – таков был главный тезис выступления ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова.
– Полная жизненная беспомощность, неспособность организовать и нести ответственность за свою работу – основной недостаток выпускников российских вузов. Причина в подсознательных установках, которые надо менять. Целью образования должно быть осознанное формирование у молодых людей базовых качеств, необходимых для жизни. Люди поразительно необразованны в этой сфере. Они не понимают себя, других людей, окружающую жизнь. Университет заточен на подготовку специалистов. Мы преподаем язык, физику, теормех, сопромат, в то время как образование должно быть заточено на формирование личности обучающегося. Специалист – очень важная, но часть личности. Личностное развитие – такая же наука, которую надо учить, как математику».
Гильмутдинов рассказал о новом курсе «Уроки лидерства», разработанном в университете.
Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский в ходе панельной дискуссии размышлял о меняющейся роли университетов (и магистратуры, в частности) и трансформирующемся рынке труда. «Мы, университеты, должны быть генераторами сложности мира, должны учить людей жить с этой сложностью. Происходит кардинальный сдвиг, связанный с аспектами человеческой личности, среды, инфраструктуры, все больше востребована «умная экономика». Важные изменения происходят с компетенциями – размываются границы профессий, уходит их глубина. Востребовано умение человека жить поверх профессии, менять ее вместе с собой и меняться вместе с профессией Вопрос для университета – как быть с приходящими людьми, не имеющими специального образования.. И здесь важна роль магистратур как особого типа программ».
Проректор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин подчеркнул крайнюю важность ежегодной конференции по магистратуре, проводимой Фондом. Он напомнил, что изначально переход от специалитета к бакалавриату/магистратуре был продиктован потребностями общества и изменившимися технологиями. «У нас кардинально изменилась структура образования, и сейчас мы адаптируемся к ней. Доля специалитетов снижается, но пока ни о каких суперглобальных масштабах речь не идет. Кстати, первый массовый выпуск бакалавров произошел лишь в 2015 году. Магистратура – важнейшая ступень профессиональной подготовки, абсолютно не связанная с продолжением научно-исследовательской деятельности и аспирантурой. Это секторальный, нишевой образовательный продукт, часто предлагающий более широких знания в определенном сегменте рынка труда. Молодые люди инвестируют в магистратуру, чтобы потом продвинуть свою карьеру, а также воспринимают ее как возможность переключения. Статистика показывает, что студенты необязательно идут в магистратуру своего университета, при этом 40% меняют направление, стремясь сформировать дополнительные профессиональные компетенции. Подавляющее большинство совмещают учебу с работой. Это порождает много вопросов о том, как строится магистратура».
Обзор процессов, происходящих в высшем образовании, дал Дмитрий Райчук, директор консалтинговой компании CTD. По его мнению, сегодня происходит переход от кафедральной системы управления образовательным процессом к программной, или смешанной системе. Таким образом, магистратура становится не продолжением бакалавриата, а самостоятельной, осмысленной отраслью. «Бакалавриат – это трансляция ранее приобретенных, книжных знаний. Магистратура – обучение через участие в генерации новых знаний», – подчеркнул он.
В течение двух дней в параллельных секциях участники обсудили такие темы, как перспективы развития магистратуры, анализ качества и результативности магистерских программ, оценка их влияния на инновационное развитие отрасли и региона, архитектура магистерской программы, развитие социального предпринимательства и социального проектирования в вузах и многие другие.
Во второй день желающие смогли принять участие в деловой игре по социальному проектированию «Прожектор» – это первый опыт настольной деловой игры в России, материалом для которой стали реальные социально значимые практики стипендиатов и грантополучателей Фонда.
Подробно конференции на сайте КНИТУ КАИ.
Это четвертая по счету конференция по магистратуре, инициированная Фондом. В 2015 мероприятие состоялось на базе Европейского университета в Санкт-Петербурге, в 2016 – в Высшей школе экономики, в 2017 – в Томском государственном университете.
- 3425 просмотров