Необходимо отметить, что существующая система инженерного образования не в полной мере отвечает требованиям высокотехнологичных предприятий и задачам экономического развития России.
Настоящий проект направлен на повышение качества подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров за счет улучшение бизнес-процессов на уровне вузов и государства, а также распространения существующих лучших российских и зарубежных практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.
Разработка предложений по совершенствованию моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров, что будет способствовать повышению результативности сектора исследований и разработок за счет внедрения усовершенствованных моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
Разработка прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации эффективной государственной политики в сфере исследований и разработок.
1 Подготовка аналитического обзора научных и информационных источников в аспекте российского и зарубежного опыта подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности, включая:
1.1 формирование библиографического списка научных и информационных источников;
1.2 подготовка аналитической справки на основе анализа сведений о российском и зарубежном опыте подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности.
2 Проведение сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.
2.1 Разработка методики сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.
3 Подготовка аналитического доклада по итогам сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.
3.1 Доработка аналитического доклада с учетом результатов экспертного обсуждения подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно- педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.
При этом были получены следующие результаты:
1. Подготовлен Аналитический обзор научных и информационных источников в аспекте российского и зарубежного опыта подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Проанализированы статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах и монографии - 48 источников, 47 из которых за период 2009-2015 гг.
Сформирован библиографический список научных и информационных источников (48 источников).
Подготовлена аналитическая справка на основе анализа сведений о российском и зарубежном опыте подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Представлена структуризация проанализированной информации по следующим аспектам институциональной и надинституциональной среды подготовки инженерных кадров:
- ключевые проблемы;
- факторы, сдерживающие решение обозначенных проблем;
- пути и механизмы решения сформулированных проблем;
- примеры лучших практик.
Сформированный массив сведений содержит сведения о российском опыте (об опыте организаций – участников федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», сведения о деятельности крупных промышленных предприятий по участию в реализации инженерного образования, государственные программы и проекты, направленные на развитие системы высшего образования России, в частности, инженерного образования и др.) сведения об опыте подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров за рубежом (в 4 зарубежных странах: Финляндия, Германия, Франция, Польша).
Проанализирован опыт организаций – участников федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Положительный опыт: самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты, взаимодействие со стратегическими партнёрами, разработка и реализация междисциплинарных образовательных программ, разработка и реализация массовых открытых образовательные онлайн-курсов, реализация различных программ и проектов развития персонала и др.
2. Выполнен сравнительный анализ подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом, и на его основе разработка «Методики сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом».
Сравнительный анализ подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом. Проанализированы подходы, используемые для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров, в России и 4 зарубежных стран (Финляндия, Франция, Германия, Польша).
Разработана «Методика сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом». Данная методика прошла экспертное обсуждение в рамках организованного Исполнителем 25 декабря 2015 г. экспертного семинара (отчет о семинаре представлен в Разделе 3 отчета). Разработанная методика согласована с Минобрнауки России (скан-копия прилагается).
3. Представлен Аналитический доклад по итогам сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.
Аналитический доклад основывается на системном подходе, в рамках которого подготовка инженерно-технических кадров рассматривается как комплексная, междисциплинарная, межведомственная проблема.
Аналитический доклад по итогам сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.
Аналитический доклад представлен для экспертного обсуждения в виде презентации на семинар с участием 25 экспертов.
Доработанный доклад объемом 1.3 п.л., в котором учтены замечания экспертов (относительно системы подготовки, дополнение информации о создаваемых опорных вузах, о Всемирной инициативе стандартизации инженерного образования CDIO и др.).
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к описанию и сравнению системы подготовки инженерных кадров в России и за рубежом. В российских и зарубежных работах подготовка инженерных кадров рассматривается либо исключительно на институциональном уровне, либо через призму государственных программ и проектов. Проведенное в рамках проекта исследование сочетает эти два подхода.
1 Проведение анализа современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.
1.1 Формирование перечня ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов для проведения анализа современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.
1.2 Проведение анализа ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов с целью выявления современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации и составление перечня современных тенденций в этой сфере.
2 Сравнительный анализ моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
2.1 Разработка методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
2.2 Разработка входных и выходных форм для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
2.3 Сбор данных для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях и формирования массива исходной статистической информации.
2.4 Подготовка аналитической справки по итогам сравнительного анализа моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях
3 Выявление ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
3.1 Анализ кейсов подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
3.2 Сбор данных экспертного обсуждения ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
3.3 Формирование перечня ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
4 Подготовка аналитической справки о ключевых проблемах в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
При этом были получены следующие результаты:
1. Проанализированы современные тенденции в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.
Сформулирован перечень современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации, состоящий из 7 пунктов.
Сформирован перечень ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов для проведения анализа современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации, состоящий из 9 наименований, входящих во временные рамки 2012-2016 гг., утвержденных на уровне Президента, Правительства, министерств Российской Федерации.
Проведен анализ ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов с целью выявления современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации и составление перечня современных тенденций в этой сфере.
2. Проведен сравнительный анализ моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
В основу положен принцип уровневой подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров. Выявлено 3 модели.
Приведен список вузов (247 вузов), которые рассматриваются при выполнении аналитических работ.
Разработана Методика анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, состоящая из методики количественной и качественной оценки, включающая показатели оценки и этапы проведения анализа.
Выполнено описание входных и выходных форм (форматов) для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях в соответствии с разработанной методикой (количественная и качественная оценка). Всего разработано 18 форм.
Представлены собранные данные – массив исходной статистической информации и полученные данные в соответствии с разработанными формами.
Выявлены характерные элементы и типичные образовательные инновации, присущие моделям подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.
Подготовлена Аналитическая справка по итогам сравнительного анализа моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях - объем 1.5 п.л.
В основу положен анализ типичных инновационных компонентов моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров, реализованных в образовательных практиках этих организаций.
3.Сформирован Перечень ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
Анализ кейсов подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях отражает опыт, накопленный вузами, кейсы которых вошли в данный анализ (проанализировано 14 кейсов). Анализ убедительно доказывает наличие точек роста. Представляется целесообразным наладить системную работу по трансферу данного опыта на всю систему инженерного образования в стране.
Подготовлена Аналитическая справка о ключевых проблемах в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, включая выявление ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
По итогам экспертного обсуждения ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров с участием 26 экспертов сформулированы общие требующие оперативного решения проблемы (7 основных проблем) деятельности инженерных вузов в современных российских реалиях, а также рекомендации по повышению эффективности и качества подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.
4. Подготовлена Аналитическая справка о ключевых проблемах в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях объемом 1 п.л.
С целью повышения качества подготовки инженерных кадров и обеспечения эффективности участия в инновационном развитии промышленного производства сформулированы общие рекомендации, реализация которых позволит обеспечить инновационность и современный уровень инженерного образования.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к описанию и сравнению моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, включая:
- выделение самих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров,
- разработку методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.
Основным практическим результатом работ второго этапа Исполнитель считает разработку Методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, которая позволяет, прежде всего, выделить лучшие практики ведущих российских вузов и научных организаций.
1 Разработка предложений по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.
1.1 Анализ и обобщение результатов предыдущих этапов работ.
1.2 Экспертное обсуждение направлений совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях на основе результатов работы.
1.3 Подготовка предложений по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях с учетом итогов экспертного обсуждения.
2 Разработка методики составления прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.
2.1 Сбор и обработка данных для составления прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.
3 Подготовка аналитического доклада, содержащего описание прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.
4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности Программы с целью совершенствованию моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.
5 Подготовка сборника лучших практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.
6 Разработка «Рекомендаций по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок».
При этом были получены следующие результаты:
1. Разработаны Предложения по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.
Предложения разработаны на основе анализа и обобщения результатов предыдущих этапов работ, результатов экспертного обсуждения направлений совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях, которое было организовано и проведено в виде семинара с участием 28 исследователей высшей квалификации - экспертов в данной сфере, разработанного комплекса мер, направленного на повышение результативности сектора исследований и разработок за счет совершенствования условий подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.
2. Представлена Методика составления прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.
3. Подготовлен Аналитический доклад, содержащий описание прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок. Доклад подготовлен на основе собранных данных и обсужден на экспертном семинаре.
4. Разработаны Рекомендации по повышению эффективности Программы с целью совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях. При подготовке рекомендаций использованы отчетные материалы 519 организаций – участников Программы.
5. Подготовлен Сборник лучших практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях, включающий описание кейсов 14 организаций.
6.Разработаны Рекомендации по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок
Рекомендации и предложения по использованию результатов выполненного проекта:
- результаты проекта могут быть использованы Минобрнауки России в области государственной политики в части вопросов совершенствования инженерного образования в целом и деятельности российских вузов и научных организаций по подготовке инженерно-технических и научно-педагогических кадров,
- целесообразно предусмотреть в рамках общесистемных мероприятий Минобрнауки России проведение серии семинаров по обмену опытом среди участников Программы в части лучших практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях с размещением анонса на официальном сайте Программы;
- целесообразно рассмотреть вопрос о возможности презентации и обсуждения разработанных предложений и рекомендаций (прежде всего Предложений по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях).
Эффекты от внедрения результатов проекта - повышение качества подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров за счет улучшение бизнес-процессов на уровне вузов и государства, а также распространения существующих лучших российских и зарубежных практик.