






В ходе реализации проекта НФПК выполняет функции системного оператора по выполнению организационно-технического, финансового и содержательного мониторинга выполнения программ развития 40 вузов, входящих в формируемый кластер ведущих российских вузов.
Содержание работ по проекту включает в себя организацию конкурсного отбора программ развития университетов, разработку предложений по системе мониторинговых показателей и форматов их представления, формирование автоматизированной базы данных о ходе и итогах реализации программ развития, а также о динамике развития образовательного, научного и инновационного потенциала университетов с 2009 года.
Аналитический компонент проекта предусматривает проведение сравнительного анализа и оценки эффективности программных мероприятий, проведение экспертных сессий, изучение и обобщение лучших практик, осуществление мер, направленных на содействие сетевому взаимодействию университетов, развитию академической и профессиональной мобильности.
Систематически проводятся исследования, направленные на сравнительную оценку положения ведущих вузов в стране и мире с использованием оригинальных методик ранжирования, рейтингования, анализа среды функционирования.
Основной целью сопровождения программ развития классических университетов с особым статусом, федеральных и национальных исследовательских университетов является содействие эффективному развитию их образовательного и научно-инновационного потенциала с формированием в рамках приоритетного национального проекта «Образование» кластера ведущих вузов России.
- Разработан регламент мониторинга реализации программ развития ведущих вузов и инструментарий представления данных о ходе и результатах выполнения программных мероприятий.
- Создана база данных, содержащая для каждого года реализации проекта до 500 основных показателей хода реализации программ развития и их эффективности, а также до 90 показателей, характеризующих динамику развития научно-образовательной среды, инновационной инфраструктуры, международной активности и стратегических партнёрств по профилю приоритетных направлений развития вузов.
- Сформирован пул экспертов, обладающих высокой квалификацией в основных направлениях деятельности университетов и опытом выполнения экспертно-аналитических работ по организации выполнения и оценке проектов и программ в научно-образовательной сфере, в том числе международных.
- В ходе экспертно-аналитической и консультационной работы осуществлены мониторинговые визиты в вузы, экспертные сессии, семинары и вебинары по актуальным проблемам формирования и развития сети ведущих вузов.
- Разработаны и апрбированы оригинальные методики ранжирования, рейтингования и оценки эффективности деятельности вузов с использованием как мониторинговых данных, так и результатов мониторинга эффективности организаций высшего образования, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Подготовлены проекты ежегодных аналитических докладов в Правительство Российской Федерации о ходе и результатах реализации программ развития классических университетов с особым статусом, федеральных и национальных исследовательских университетов.
- Обеспечено систематическое информирование органов государственной власти и управления на федеральном и региональном уровнях, а также университетов – участников проекта о различных аспектах формирования и развития сети ведущих университетов.
- Cопровождение программ развития 40 вузов: 2 классических университета с особым статусом, 9 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов.
- Проведено 38 конференций, семинаров, вебинаров и экспертных сессий.
- Опубликовано 26 научных статей по тематике проекта.
- Осуществлено 19 мониторинговых визитов в университеты-участники проекта.
- Разработаны 4 методики оценки деятельности университетов.
Завершение программ развития ведущих университетов произойдёт к 2019-2024 году, что сохраняет актуальность работ по систематическому мониторингу выполнения программных мероприятий и оценке их эффективности.
Модернизация программ развития университетов в 2015 году с изменением приоритетных направлений развития и установлением универсальных целевых показателей потребует существенной трансформации инструментария мониторинга и структуры базы данных.
Особенностью экспертно-аналитической работы в предстоящий период будет смещение акцента с оценки институционального развития университетов на анализ результативности их участия в социально-экономическом и технологическом развитии территорий и отраслей экономики, в модернизации системы профессионального образования.
На основе созданной методологии и инструментария мониторинга, а также разработанных методов оценки эффективности деятельности университетов возможно выполнение следующих востребованных системой образования работ:
- консалтинг в части разработки и модернизации программ стратегического развития широкого круга вузов;
- аудит выполнения и оценка эффективности программ развития и конкретных мероприятий;
- экспертная оценка сравнительного положения отдельных вузов или их кластеров в российской и мировой системе высшего образования.
Федеральный центр проектного финансирования
ЗАО Инвестиционно-технологическая группа «Стратегия здоровья»
Центр «Открытая экономика»
Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
Журнал «Университетское управление: практика и анализ»




