Национальные исследовательские университеты: категория и / или проектная рамка | НФПК
 ! Годовой отчет НФПК за 2018

Национальные исследовательские университеты: категория и / или проектная рамка

Апр 19, 2019

В 2019 году проводится оценка эффективности одного из самых значимых проектов в системе высшего образования – создание сети национальных исследовательских университетов, в реализации которого участвовало 29 ведущих российских университетов в течение 10 лет.

Обсуждение результатов проекта и подходов к будущему данной когорты вузов состоялось в рамках круглого стола «Национальные исследовательские университеты: категория и / или проектная рамка» прошедшего 10 апреля на площадке Московского международного салона образования (ММСО 2019), организованного Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В фокусе внимания - участие национальных исследовательских университетов в сегодняшней повестке приоритетных проектов «Образование», «Наука» и реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Круглый стол стал местом обсуждения эффективных кейсов и моделей, реализованных НИУ за это время.

Открывая круглый стол Исполнительный директор НФПК Аржанова Ирина Вадимовна отметила лидирующие позиции научно-исследовательских университетов в высшей школе России в актуальных направлениях исследований и разработок.

«Национальные исследовательские университеты заметно видны в ландшафте российской научной школы. На сегодняшний день НИУ составляют основу проекта 5-100, проявляются во многих международных рейтингах и занимают лидирующие места по показателям научно-исследовательской деятельности в рамках мониторинга эффективности. Национальный исследовательский университет – это форпост науки, образования и высоких технологий», отметила Ирина Вадимовна.

«Изначально НИУ были ориентированы на приоритетные направление развития, сейчас в нынешних стратегических документах ориентация на большие вызовы, которые определены в стратегии научно-технологического развития.  В условиях быстроменяющихся приоритетов проект национальных исследовательских университетов – один из самых эффективных проектов. Проект, который дал качественные результаты в развитии самих вузов, регионов и страны в целом, поставив задачи перед федеральным регулятором и значительно повысив конкурентоспособность российского образования и науки», в своем выступлении отметила заместитель проректора по магистерским и международным программам, начальника управления МГИМО Колесникова Елена Николаевна

Говоря о перспективах развития сети национальных исследовательских университетов в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Екатерина Геннадьевна Бабелюк подчеркнула необходимость разработки механизма регулярного обновления состава национальных исследовательских университетов:

«Этот статус дается за особые заслуги в результате конкурсного отбора, к 2020 году мы должны будем определить критерии, по которым вузам присуждается категория «национальный исследовательский университет», а также определить периодичность такого конкурса. Главное требование к национальным исследовательским университетам – реализация научных исследований на мировом уровне. Мы не видим смысла разделять науку в вузах и в научных институтах, поэтому, разрабатывая систему критериев оценки научной деятельности, будем формировать единую рамку для оценки как научных организаций, так и университетов».  

В рамках панели на примерах РГУ и газа им. Губкина и НИТУ МИСиС были представлены различные модели научно-исследовательского университета.

Ректор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Мартынов Виктор Георгиевич отметил особую роль сотрудничества с крупными промышленными корпорациями.

По мнению Алевтины Анатольевны, главная цель программы НИУ –  это способность дать ответы на вызовы времени, оказать влияние на системообразующую отрасль промышленности и экономики страны.

«Наряду с развитием образовательной культуры и программ университету необходимо было перестроить научно–исследовательскую деятельность. Именно тогда были определены приоритетные области, в которых вуз претендовал на лидерство и разработаны направления развития, которые затронули все сферы деятельности университета. Участие в программе позволило создать новую учебно-научную инфраструктуру. Укрепить кадровый потенциал и выйти на новый уровень сотрудничества с предприятиями и бизнес сообществом».

По словам директора Департамента комплексных программ и проектов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Степановой Евгении Владиславовны, перед Россией поставлены амбициозные задачи повышения глобальной конкурентоспособности образования и университетской науки, обеспечение вхождения России в число ведущих стран, осуществляющих исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Эти и другие задачи призван решить национальный проект «Наука».

«В рамках реализации национального проекта «Наука» создается единое научно-техническое пространство. Проектом предъявляется достаточно высокие требования и ожидания к ускоренному научно-техническому развитию Российской Федерации: увеличение количества предложений научных идей, технологических решений и проектов, новых технологий и технологий, которые будут востребованы в реальном секторе экономики. Подготовка кадров и привлечение в науку талантливой молодёжи невозможно без участия НИУ, которые стали бы точками роста. Национальные исследовательские университеты должны выступать лидерами научно-технического развития и взять на себя определённое целеполагание в рамках этой деятельности», отметила Евгения Владиславовна.

С записью круглого стола можно ознакомится по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Mk7EEuj-gGM.