21 февраля 2020 года состоялся экспертный семинар «Международные научные коммуникации», организованный НФПК – Национальным фондом подготовки кадров в партнерстве с Международным консорциумом научных коммуникаций при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
Семинар стал площадкой для обсуждения вопросов формирования представления о международном научно-образовательном коммуникационном ландшафте, включая обзор лучших практик и выявление «узких мест». Ключевыми темами семинара стали механизмы расширения партнерской сети научной коммуникации, вовлечение студентов в науку, проблемы поиска научных руководителей за рубежом и популяризация научных исследований.
Экспертными мнениями и лучшими практиками поделились ученые, научные журналисты и специалисты по научной коммуникации, эксперты в области исследований и развития высшего образования.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Вадимовна Аржанова.
Семинар затронет актуальные аспекты и новые векторы развития международной научной коммуникации. В частности, вопросы развития институциональной среды в университетах и научных организациях, на сколько среда помогает поддержке и развитию научных коммуникаций, приоритеты для молодых студентов в системе научных исследований и поддержка молодых исследователей и ученых с целью вовлечения их в тематику научных коммуникаций. Зачем нужна профессия научный коммуникатор и как преобразовать результаты научных исследований из научной плоскости в научно-популярную.
Заместитель исполнительного директора НФПК, председатель общественно-делового совета национального проекта «Наука» Барышникова Марина Юрьевна, отметила:
Среди актуальных задач, которые стоят на федеральном уровне – повышение привлекательности российских образовательных и научных структур на международном рынке. В национальных проектах «Наука» и «Образование» заданы четкие векторы. В числе, которых формирование международных научных связей, которые будут способствовать развитию привлекательности, как страны с ведущими актуальными научными исследованиями.
Тема научных коммуникаций востребована, с одной стороны она прозрачна вплетена в деятельность университетов, ученых и научно-образовательного сообщества, с другой сложно определить, как она влияет на результативность научной деятельности и образовательного процесса в целом, повышение эффективности коммуникаций между научными исследователями, учеными и публичным обществом позволит понять, как использовать инструмент коммуникаций и повысить эффективность работы университетов, отметил основатель Международного консорциума научных коммуникаций Коротков Дмитрий Павлович.
В рамках сессии «Ученый – организация» эксперты обсудили вопросы, связанные с расширением сети научной коммуникации и поиском новых партнеров, а также сетевым сотрудничеством в сфере науки. В своем выступлении заместитель директора учебно-научного центра Объединенного института ядерных исследований Жемчугов Алексей Сергеевич поделился опытом расширения сети научных коммуникаций, поиска новых партнеров и сетевого сотрудничества в сфере науки на базе ОИЯИ и глобальных исследовательских установок.
Опыт в управлении научно-образовательными процессами, международные тенденции и лучшие мировые практики в сфере науки и высшего образования представила начальник отдела информационного обеспечения международной деятельности и рекрутинга иностранных студентов управления международного развития Короткова Ксения Вадимовна.
Теме вовлечения студентов в науку и проблемам поиска научных руководителей за рубежом была посвящена сессия «Ученый – студент».
О том, какие законодательные возможности и механизмы поддержки развития международных научных коммуникаций, инструменты вовлечения студентов и молодых ученых в науку существуют в организациях высшего образования, в своем выступлении представила Вершинина Екатерина Владимировна, к.т.н., эксперт Центра развития образования и международной деятельности «Интеробразование».
Ридигер Алексей Валентинович, директор Государственного центра Интерфизика подробно остановился на таком аспекте, как поиск и выстраивание образовательных траекторий в зарубежных вузах, развитие научных связей российских студентов и аспирантов с учеными других стран на примере программы международной академической мобильности Минобрнауки России.
Отдельное внимание в рамках семинара было уделено теме популяризации науки. В рамках дискуссии эксперты обсудили популяризацию результатов научной деятельности и коммуникации с около научным и вненаучным сообществами, подняли актуальные проблемы облачения результатов научных исследований в форму, способствующую к их восприятию и понимаю широкой общественностью и распространение за пределы узкого научного круга. Экспертом выступил российский издатель и публицист, программный директор Международного московского открытого книжного фестиваля и член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fiction» Куприянов Борис Александрович.
В завершении семинара Коротков Дмитрий Павлович, основатель Международного консорциума научных коммуникаций представил инструменты организации и поддержки научных коммуникаций на примере академического инбридинга.
- 2300 просмотров