Вектор предпринимательства в опорных вузах | НФПК
 ! Годовой отчет НФПК за 2018

Вектор предпринимательства в опорных вузах

Сен 15, 2017

11-13 сентября Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в партнерстве с УГНТУ, МИА "Россия сегодня" при поддержке Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ провёл семинар "Формирование системы предпринимательской и инновационной деятельности в опорном вузе".

В семинаре приняли участие руководители и сотрудники опорных вузов, отвечающие за развитие инновационной и предпринимательской деятельности, из 27 региональных университетов России.

Семинар включал теоретические и практические занятия и позволил участникам разработать комплекс мероприятий по формированию предпринимательского мышления, которые будут синхронизированы с основными образовательными программами университета.

Работа с университетскими командами показала наличие общих сложностей и ряд выводов:

  • Некоторые университеты пока не определились с ключевыми научными направлениями и неэффективно используют существующие ресурсы.
  • Университеты недостаточно активно выстраивают связи в инновационной экосистеме с федеральными программами, которые бы могли взять на себя часть функций.
  • В вузах отсутствуют регламенты распределения ответственности и возможностей, нет регламента работы с УМНИКами, при этом вузы помогают студентам стать победителями программы, но дальнейшей интеграции их в научную среду не происходит, отсутствуют соглашения с УМНИКами об использовании интеллектуальный собственности вуза и о дальнейших правах на интеллектуальную собственность.
  • Генерацией и вовлечением крайне часто занимаются не профильные кафедры, а бизнес-инкубаторы, которые по факту должны закрывать следующую стадию и работать уже не с человеком, а с проектами. В связи с чем, возникает еще больший разрыв между инкубаторами и экономическими и инновационными кафедрами, которые не развиваются, так как функцию создания среды - у них забрал инкубатор.
  • Слабо выстроены учетные базы участников мероприятий - нет возможности проследить, кто на каком мероприятии был - как сложилась траектория успешных проектов, из-за этого нет возможности оценить эффективность работы того или иного мероприятия.
  • Многие вузы не имеют выработанных механизмов работы с МИПами, так как нет понимания какие могут получить от этого бонусы, в том числе нет проработанного механизма покупки/продажи МИПа или доли. Сегодня МИПы в опорных вузах воспринимаются как конкуренты вуза за кадры и за оборот. Функцию работы с МИПами выполняют люди - у которых нет достаточных компетенций по оценке и развитию бизнеса.
  • Отсутствует единая система работы с инвестиционным сообществом и каждый вуз пытается это сделать самостоятельно, но в силу отсутствия компетенций и бизнес-репутации данный процесс идет сложно. 

Семинар позволил участникам понять какие из форматов мероприятий, направленных на развитие предпринимательского мышления, будут наиболее выгодны университету, рассмотреть механизмы вовлечения бизнес-сообщества в взаимовыгодную работу с университетом, сформировать понимание и требования к кадровому составу, осуществляющему развитие предпринимательства и инноваций в университете, а также адоптировать различные форматы в единую систему, отвечающую целям и задачам университета. У участников семинара была возможность проанализировать собственные технологии, используя инструменты, представленные в ходе мероприятия. 

Тренерами и экспертами семинара выступили: Валамат-Заде Н.Р., руководитель международных и сетевых программ НФПК, Баулин О.А., проректор по учебно-методической работе УГНТУ, Зернин И.Ф., директор ООО «Институт производственных систем», руководитель «Полигона инженерного предпринимательства» ТПУ, Кизеев В.М., директор Инвестиционно-управляющей Группы компаний WIN Corp, зам. председателя Правления Национальной ассоциации по управлению проектами «СОВНЕТ», Сайфуллин Т.И., президент Ассоциации "Интеллум", сертифицированный арбитр Международной ассоциации клубов "Что? Где? Когда?".

Семинар проводился в рамках направления по развитию сетевого взаимодействия опорных университетов.