Пути взаимодействия и механизмы реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства для создания инноваций» стали главными темами обсуждения участников круглого стола, состоявшегося в дни проведения Московского международного салона образования. Модератором этой дискуссии в рамках ММСО-2017 выступила исполнительный директор НФПК Ирина АРЖАНОВА.
По завершению мероприятия она поделилась с 4science своим мнением об особенностях реализации программ развития опорных университетов «первой волны», основных критериях оценки их деятельности и ожиданиях от работы «новичков» из «второй волны».
— Что стало наиболее трудным для опорных вузов при реализации их программ развития в 2016 году?
— Основная сложность для вузов-участников «первой волны» программы опорных университетов была связана с требованием провести объединение нескольких высших учебных заведений. Надо отметить, что практически все вузы вышли с честью из этой ситуации. Осуществить объединение двух, а где-то и трех разных университетов с разными корпоративной культурой, ментальностью, людьми в один новый университет — задача непростая. Причем в первый же год работы в новом формате вузы должны были показать определенные результаты по реформированию структуры, по образовательной и научной деятельности, по работе с регионом. Требовалось также сформировать новый бренд, провести приемную компанию... Все это крайне сложно делать в момент реорганизации.
То, что вузы со всем этим справились, и ни к одному из них не было претензий по процессу объединения, не случилось никаких социальных взрывов, скандалов — большая заслуга и самого проекта и тех университетов, которые в нем работают.
— Какой наиболее важный показатель, с учетом всех сложностей, связанных с объединением, которого вузам удалось достичь?
— Это очень неоднозначный вопрос. Для каждого вуза это будут разные индикаторы. Одна из особенностей отечественной системы высшего образования заключается в том, что вузы очень дифференцированы по своему уровню, возможностям, истории, по своим перспективам и прогнозам развития.
Считаю одной из позитивных черт проекта опорных университетов то, что вузам дана возможность реализовывать свою программу развития, которая актуальна именно для данного региона, а не действовать по шаблону.
В каких-то вузах, например, как в Донском государственном техническом университете, у которого очень давние и прочные связи с регионом и его промышленностью, ключевым направлением было усиление этих связей. При этом параллельно были развернуты и новые социальные проекты, которыми вуз раньше, быть может, занимался не столь активно.
Для Орловского государственного университета им.И.С.Тургенева его абсолютно новые проекты и новый вид деятельности связаны с медициной. Это фактически меняет лицо университета в регионе, а может быть, и лицо региона в стране.
Омский государственный технический университет совершенно неожиданно поднял тему арт-резиденции. Интересно, ново и работает на регион в неформальном режиме: технический университет, который выпускает инженеров, претендует на то, чтобы изменить ментальность жителей города. Насколько к этому готовы регион, город и сам вуз, покажет время. Но то, что вуз покушается на это, — здорово!
— Опорным вузам-участникам «второй волны», имена которых пока не известны, будет легче: им не надо проводить объединение. Какие требования будут предъявлены к ним?
— Думаю, те же, что и к вузам «первой волны». Важно, как меняется сам вуз, его позиция в регионе, чем он реально доказывает, что является региональным опорным университетом? В рамках дискуссии на круглом столе как раз шла речь о том, что, с одной стороны, порой очень просто, а с другой стороны — бессмысленно оценивать, как идет такой процесс. Всегда хочется видеть конкретный результат.
Результатом проекта опорных вузов должно стать изменение регионов, а не просто трансформация самих университетов. Потому что именно они являются драйверами развития территорий.
— НФПК давно и планомерно участвует в развитии отечественной системы образования. Что является самым главным для фонда в проекте опорных университетов?
— Действительно, мы очень давно работаем с разными когортами университетов. Сегодня погружены в проект региональных опорных вузов. И нам очень хочется сделать его значимым, заметном на федеральном, а может, и на международном уровне.
Ведущие университеты Проекта 5-100 нацелены на мировую конкурентоспособность, по многим показателям они уже значительно оторвались от остальных российских высших учебных заведений. Опорные вузы — это столпы развития и регионов, и страны. Они нужны и важны для того, чтобы в регионах сохранялась социальная стабильность, чтобы на местах развивалась экономика. Очень хотелось бы, чтобы к этому проекту было приковано внимание различных донорских организаций, промышленных предприятий, потому что за этими университетами — вся Россия.
— На недавнем заседании Совета по реализации программ развития опорных университетов, где вузы отчитывались о сделанном за первый год работы по проекту, в их адрес прозвучали рекомендации повысить амбиции. Насколько должны быть велики в данном случае амбиции, чтобы вузы не забронзовели?
— Мне кажется, что забронзоветь им абсолютно не грозит.
Предложила бы сейчас говорить не только об амбициях, как таковых, сколько о подаче информации. Вузы часто не умеют презентовать свои достижения и разработки: начинают углубляться в подробности, которые могут не позволить внимательно дослушать до заключительной части — яркого и эффектного результата.
Важно правильно подавать информацию, а для этого надо изменить ментальность, в том числе и управленцев в вузе. Долгие рассказы скучно слушать, может показаться, что в университете ничего особенного не происходит. Хотя на самом деле это не так. Сегодня время ярких презентаций, быстрых решений. Амбициозность вузов зависит, в том числе, и от их возможностей соответственно подавать те проекты и идеи, которые у них есть. Так что все в их руках, просто этому надо учиться.
Источник: 4science.ru
- 4007 просмотров