Социальная инклюзия – роль опорных вузов | НФПК
 ! Годовой отчет НФПК за 2018

Социальная инклюзия – роль опорных вузов

Июн 06, 2018

4-5 июня 2018 года педагоги и специалисты опорных университетов России обсудили вопросы инклюзивного и специального образования в рамках проектной школы программы «Равенство возможностей», организованной «Рыбаков фондом» совместно с «Национальным фондом подготовки кадров», в рамках совместного сотрудничества. 

В мероприятии приняли участие представители 12 опорных университетов, курирующие вопросы инклюзивного и специального образования: ВятГУ, ДГТУ, КалмГУ, КемГУ, КГУ, ОмГУ, ОГУ имени И.С. Тургенева, ПетрГУ, СГУ, СГУ им. Питирима Сорокина, УлГУ, ЧГУ.

Первый день проектной школы прошел на базе Школы №1540, являющейся одной из уникальных школ Москвы. Здесь фактически спасают тысячи детей и семей, которых называют особыми. Школа входит в международную сеть образовательных учреждений Всемирного ОРТ, признанного лидера в области технологического образования. В этом учебном заведении на деле реализуется программа инклюзивного образования. В своем приветственном слове Марина Владимировна Моисеева, директор ГБОУ Школа №1540 рассказала об опыте в успешной социальной адаптации детей с особыми потребностями. Она отметила, что ученики с ограниченными возможностями здоровья не только осваивают учебные и практические знания, но благодаря особой атмосфере в школе могут реализоваться социально в жизни.

С приветственным словом выступила Президент Института ускорения экономического развития «Рыбаков Фонд» Ульянова Елена Захаровна. Елена Захаровна отметила:

Фонд стремится развивать среду, обеспечивающую равные возможностей для всех. Программа «Равенство возможностей» является частью такой среды. Данная программа является ключевой программой для «Рыбаков фонда» и направлена на содействие в формировании и поддержке мультикультурной образовательной среды, обеспечивающей равные образовательные возможности и успешную социализацию личности каждого обучающегося, где каждый ребёнок сможет максимально реализовать себя. Это программа, которая должна изменить в обществе представление об инклюзии и действительно способна внести значимый вклад в развитие сферы образования.

Для этого прежде всего нужно принять, что в основе образования - человек.

В свою очередь Аржанова Ирина Вадимовна, Исполнительный директор НФПК отметила важность социальной ответственности университетов перед местным сообществом в своем регионе. Ирина Вадимовна подчеркнула, что в рамках партнерства Рыбаков фонда и НФПК получилось запустить очень актуальный на сегодня сетевой проект опорных университетов, направленный на изменение отношения к инклюзивному образованию и содействие социальной адаптации и социальной инклюзии разных категорий детей и молодежи, а также содействующий выстраиванию горизонтальных связей между опорными университетами, которые должны будут работать вне зависимости от внешних факторов.  Она отметила, что для чтобы быть соответствовать новым потребностям и вызовам в регионах и городах нужно владеть действующими инструментами в области социальной инклюзии и на проектной школе участникам будет предоставлена такая возможность.

С презентацией программы выступила Киселева Наталья Александровна, руководитель программы «Равенство возможностей». «Когда говорят об инклюзии в более широком понимании – это включение. И кроме детей ограниченными возможностями здоровья это включение детей из семей мигрантов, одаренных и талантливых детей, мигрантов, билингвов, детей спортсменов. Программа призвана изменить отношение к инклюзивному образованию и способствовать социальной адаптации разных категорий детей и молодежи. Только путем включения мы можем изменить сознание и изменить современное общество».

Два дня образовательного интенсива были посвящены обсуждению следующих вопросов: Что такое инклюзия, почему в России и мире этим словом называют очень разные явления? Готово ли педагогическое сообщество к инклюзии в учебных учреждениях? И готово ли к инклюзии общество? Все эти и другие вопросы попытались ответить ведущие специалисты федеральных образовательных организаций в течение первого дня проектной школы.

Второй день проектной школы прошел на базе Центра реабилитации и образования № 7 и был посвящен практическим занятиям и мастер классам. Участники проектной школы разрабатывали модель регионального центра проекта «Равенство возможностей». Также была презентована единая платформа для обмена информацией и тематического взаимодействия между опорными университетами в рамках работы с социальной инклюзией.

В рамках школы прошли экспертные лекции, мастер-классы и тренинги. В работе над относительно новой для России темой — инклюзивное образование и социальная инклюзия — на этой площадке приняли участие ведущие эксперты в этой области:

  • Алехина Светлана — директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию МГППУ
  • Багарадникова Елена — исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, член совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ), член совета ВОРДИ
  • Борзов Сергей — программный директор Таганского детского фонда, тренер Национального фонда защиты детей от жестокого обращения
  • Войтас Светалана — директор Центра реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты города Москвы
  • Моисеева Марина — директор Московской технологической школы ОРТ-гимназии № 1540
  • Олтаржевская Любовь — директор Московского городского психолого-педагогического центра, член правления Ассоциации инклюзивных школ
  • Роземблюм Софья — руководитель психолого-педагогической службы школы № 1540

По итогам проведения проектной школы всем участникам были выданы сертификаты Национального фонда подготовки кадров.