В Москве обсудили оценку реализации проекта опорных университетов | НФПК
 ! Годовой отчет НФПК за 2018

В Москве обсудили оценку реализации проекта опорных университетов

Апр 16, 2019

10 апреля 2019 года на площадке Московского международного салона образования (ММСО 2019) прошел круглый стол «Опорные университеты в развитии территорий и отраслей», организованный Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В рамках круглого стола обсуждались новые подходы к корректировке модели, основных характеристик и направлений деятельности опорных университетов в аспекте реализации национальных проектов «Наука» и «Образование». Главной темой обсуждения стала оценка реализации проекта опорных университетов, а также их роли в региональной повестке развития в связи с сотрудничеством университетов с региональными стейкхолдерами.

Открывая круглый стол Исполнительный директор НФПК Аржанова Ирина Вадимовна отметила, что впервые Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запуская проект опорных университетов изменила парадигму подхода к проекту. Являясь форпостом региональных университетов, опорные вузы входят в проектную систему управления регионом, в муниципальное образование и работают по разным проблемным вопросам для региона, беря на себя ответственность за развитие городской среды. 

Отмечалось, что уже совсем скоро количество опорных университетов возрастет до 80. Ключевой фактор – подготовка кадров для экономики региона, и поэтому предложено приглашать для участия в конкурсе и отраслевые вузы. На заседании круглого стола были представлены и данные мониторинга реализации Программы развития опорных университетов. Так, в 2018 году вузами было представлено 154 стратегических проекта, в среднем по 4 на каждый вуз. Средний бюджет, который выделялся опорным университетам составил 72 млн рублей, опять же в среднем по 30 млн на каждый проект в год. Средний объем софинансирования – 13 млн рублей в год. 

«Сегодня же, подчеркнула директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Екатерина Геннадьевна Бабелюк, мы говорим о поддержке университетов, которые будут обеспечивать подготовку кадров в регионах для базовых отраслей экономики и социальной сферы: таким образом мы совмещаем задачи регионального и общенационального масштабов.  По итогам конкурсов предыдущих лет были созданы 33 опорных университета, в этом году число участников и география проекта будут существенно расширены: мы планируем отобрать 80 университетов-победителей не менее чем из 40 субъектов России».

Отвечая на вопрос о роли опорного университета в регионе Заместитель Председателя Правительства Амурской области, Пак Петр Валерьевич, отметил,

«Перед областью стоят глобальные задачи по реализации национальных проектов. Регион испытывает кадровый голод. Помимо естественного оттока, нет высококвалифицированных кадров в технологических отраслях, которые актуальны для региона. Регион ориентируется на вуз, который участвует в различных социальных, эконмических и культурных, региональных и федеральных программах, который может динамично подготавливать кадры под тренды региона, создавая новые специальности. На вуз, который отвечает всем показателям опорного университета».

В своем выступлении и.о. ректора Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Боровиков Юрий Сергеевич, отметил, что основной продукт университета – это основной валовый продукт региона.

По словам Е.Г. Бабелюк, развитие сети региональных опорных университетов чрезвычайно важно для нашей страны: без высокого уровня образования и науки в регионах мы не сможем сформировать конкурентоспособную высшую школу в масштабе страны, именно опорные университеты регионов должны стать ключевыми участниками национальных проектов. Конкурс на создание опорных университетов проводится не в первый раз. Благодаря высоким достигнутым результатам планка требований к региональным вузам-участникам постоянно повышается. Если на начальном этапе проекта речь шла, в основном, об оптимизации региональных систем высшего образования, то затем была поставлена задача активного вовлечения опорных университетов в региональную повестку – их превращения в драйверов регионального развития. Примеры многих регионов показывают, что эта задача успешно решается.

В рамках панели на примерах СибГМУ и НовГУ были представлены модели направлений деятельности опорных университетов.

Ректор Сибирского государственного медицинского университета   Кобякова Ольга Сергеевна, отметила: «Участие в программе развития опорных университетов стало очень сильным толчком развитию нашему вузу. Такая трансформация университета позволила существенно усилить результативность его работы».

Реализация проекта по формированию когорты опорных университетов, активно участвующих в региональной повестке развития с 2016 года по настоящее время, позволяет выделить эффективные решения в формате сотрудничества различных региональных стейкхолдеров и университетов. Среди образовательных трендов является смещение акцента в сторону подготовки кадров для базовых отраслей экономики. Новый этап развития опорных университетов в рамках федерального проекта предполагает усиление внимания к теме подготовки кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.

Согласно мониторингу эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, попадание в число опорных университетов способствует увеличению количество выпускников, обучающихся по направлению относящихся к инженерным и техническим наукам.

Свое видение в новом повороте опорных университетов, в связи с отраслевым развитием показала руководитель Департамента специальных проектов ОООР «Союз машиностроителей России», Романовская Станислава Николаевна.

Современная экономика требует большого числа специалистов с необходимым компетенциями. Однако, по независимой оценке 30% выпускников успешно сдавших экзамены не соответствуют требования работодателей. По данным ВЦИОМ около 50% работодателей не устраивают теоретические знания выпускников и около 90% не довольны уровнем практических знаний. Союз машиностроителей России проводит активную работу в синхронизации ожиданий работодателей и квалификации выпускников, и проводит профессиональную общественную аккредитацию, которая позволит оценить насколько действительно образовательная программа вуза соответствует потребностям работодателей. Важно не только готовить кадры, но и удерживать их в регионе, отметила Станислава Николаевна.

В ходе работы площадки Ирина Вадимовна Аржанова представила первый выпуск нового сетевого издания – «Информационный бюллетень опорных университетов», в подготовке которого под эгидой НФПК приняли участие пресс-службы всех опорных вузов. В издании представлены новости образовательной, научной, культурной, социальной и спортивной жизни «опорников».

С видеозаписью круглого стола можно ознакомится по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=PcDiabThtpU.

Информационный бюллетень доступен по ссылке.