В Москве, на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" презентовали результаты исследования Благотворительного фонда Владимира Потанина и Национального фонда подготовки кадров по оценке эффективности и развитию магистратуры в российских вузах. Эксперты рассказали о том, какие факторы сегодня важно учитывать вузам для создания эффективной поддержки развития магистерских программ, с какими вызовами столкнулись университеты в условиях пандемии, а также о возможностях и новых инструментах, которые открылись для них в связи с переходом в онлайн форматы
"Такого рода исследования сегодня необходимы, потому что мы стали очень быстро развиваться и, конечно, чтобы двигаться дальше, надо хорошо понимать, где мы находимся, какие вызовы перед нами стоят именно сегодня, и как мы на них отвечаем", – прокомментировала генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева.
Эксперты обратили внимание на то, что даже при ресурсной поддержке разработчиков магистерских программ из различных источников, не все программы становятся эффективными с точки зрения востребованности со стороны слушателей или их окупаемости. Поэтому в начале проекта была предложена гипотеза о том, что для того, чтобы в вузе были не единичные сильные программы, а целые кластеры хороших и актуальных программ, необходима эффективная и комфортная институциональная среда. Выбор критериев этой среды, подходы к ее оценке стали одним из основных предметов представленного исследования.
По результатам проведенного исследования, апробации методологии и использования методов математического моделирования, авторами были выбраны четыре блока оценок, значимо влияющих на эффективное и устойчивое развитие института магистратуры: внутреннее развитие университета, международная компонента, потенциал ППС и сотрудников вуза, и партнерство.
"Исследование и экспертные обсуждения помогли нам идентифицировать целый ряд проблем и задач для целей развития магистратуры, и одной из самых важных и сложных для вузов стала тема академического маркетинга. И программы есть хорошие, и вузы сильные, а упаковка и продвижение магистерских программ, как продуктов для рынка, использование цифровых инструментов их продвижения, требуют либо создания своей компетентной команды, либо привлечения внешних профессионалов. Вместе с экспертами мы разработали методологические подходы к тому, как организовать академический маркетинг для программ магистратуры с учетом того, что в вузах существуют модели автономного управления магистерскими программами, институционального управления магистратурой и их комбинации", – рассказала исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.
Спикер также отметила, что если говорить о поддержке магистерской программы за счет внешних источников, нужно исходить прежде всего из ее востребованности. Она может быть интересна партнерам, которые участвуют в ее разработке и реализации, программа может быть заказана и профинансирована внешними заказчиками или по итогам предварительного маркетингового исследования, может быть очевидно, что программа будет актуальна и востребована на образовательном рынке. Именно такие программы имеет смысл поддерживать.
Особенностями исследования в 2020 году стал анализ реагирования российских и зарубежных вузов в части разработки и реализации магистерских программ на вызовы, связанные с пандемией и переходом в онлайн-режим.
“В рамках нашего исследования мы обнаружили позитивный эффект этого года. Мониторинг того, что происходило с нашей магистратурой весной и осенний опрос, показали, что наши вузы сделали колоссальный скачок с точки зрения представленности и продвижения образовательных программ магистратуры во внешней среде", – заявила эксперт Национального фонда подготовки кадров, генеральный директор Агентства мониторинга и оценки регионального развития "Терра Курс" Ольга Перфильева.
Разработанная по итогам проекта методология, по словам экспертов, может быть использована как для мониторинга развития магистратуры в отдельном вузе, так и, в случае заинтересованности, для ранжирования вузов или их структурных подразделений, и построения рейтинга, поскольку предложенные блоки оценки институциональной среды могут быть представлены в виде интегрального показателя. Все результаты аналитической и исследовательской частей проекта доступны на сайте проекта.
“Мне кажется, с точки зрения дальнейшего развития заслуживают внимания технологии, которые используются разными вузами сейчас в магистратуре, как локальные решения для задач дистанционного обучения. Там масса лайфхаков: оперативные обзоры, срезы мнений, работы по группам, доски для обсуждения, конкретные технологические наработки – этот набор должен совершенствоваться и будет очень востребован", – прокомментировал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
Среди ограничений и барьеров, с которыми пришлось столкнуться преподавателям и студентам магистерских программ в период пандемии, эксперты отметили недостаточный уровень технического оснащения и низкое качество Интернет-связи, психологическую нагрузку, в том числе неудобства, связанные с отсутствием специального места для работы в условиях дистанционного обучения.
Исследование "Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения", связанное с подходами к оценке развития магистратуры в российских университетах, было проведено в 2018-2019 гг. совместно с вузами-участниками Стипендиальной программы Владимира Потанина. В 2020 году проект сосредоточился на уточнении процессов функционирования магистратуры в условиях вызовов 2020 года и изучении их влияния на развитие магистратуры. Результаты исследования, полученные в 2019 году, были актуализированы с точки зрения произошедших изменений в высшем образовании.
Видеозапись доступна по ссылке.
- 1054 просмотра