Скачать сертификаты участия
ИССЛЕДОВАНИЕ ICILS – первое международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности современных школьников из разных стран мира, в т.ч. Европы, Азии, Северной и Южной Америки (21 страна-участница).
Компьютерная и информационная грамотность понимается как способность использовать компьютеры в личных, исследовательских, творческих и коммуникационных целях, чтобы успешно участвовать в учебной, производственной и общественной деятельности. Это соединение технической компетентности в области ИКТ (т.е. навыков владения техническими возможностями компьютера и/или определенным программным продуктом) и интеллектуальных способностей для достижения целей коммуникации.
В результате данного исследования были получены ответы на такие вопросы:
· насколько хорошо подготовлены современные школьники к учебе, работе и жизни в век информации
· насколько отличается уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся внутри страны и между странами
· какие факторы влияют на компьютерную и информационную грамотность школьников
· какова роль школьного образования в повышении компьютерной и информационной грамотности.
Данное исследование не предусматривало оценивания успешности отдельных учащихся, школ, учителей, директоров школ. Собранные данные позволили провести мониторинг образовательных систем и предоставить информацию, касающуюся политики в области использования ИКТ в образовательном процессе, не идентифицируя никого из респондентов.
Исследование ICILS включает в себя:
· автоматизированное тестирование и анкетирование учащихся 8 класса;
· анкетирование учителей, ведущих занятия в 8 классе, директора и ответственного за информатизацию школы.
В 2010-2014 гг. Россия принимала участие в Международном исследовании компьютерной и информационной грамотности (International Computer and Information Literacy Study, ICILS 2013). Инициатор и организатор исследования - Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). По поручению Минобрнауки России НФПК являлся национальным центром данного исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ICILS – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, измерить и проанализировать выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях.
Некоторые результаты исследования ICILS в целом и по России:
· По уровню компьютерной и информационной грамотности (КИ-грамотности) школьников в целом Россия занимает 8 место среди стран-участниц. Средний показатель КИ-грамотности российских школьников – 516 баллов. Более высокий уровень КИ-грамотности продемонстрировали школьники из Чехии, Австралии, Польши, Норвегии, Кореи.
· Хотя учащиеся выросли в эпоху информации и ИКТ, это вовсе не означает, что они являются «цифровыми аборигенами». Во всех странах-участницах в среднем 17% школьников не достигли низшего (1-ого по шкале ICILS) уровня КИ-грамотности. В среднем только 2% школьников достигли высшего (4-ого) уровня КИ-грамотности (максимальный показатель у школьников Кореи – 5%).
· Результаты российских школьников по уровням КИ-грамотности: большинство российских школьников (62 %) продемонстрировали средний уровень КИ-грамотности (2-й и 3-й уровни), 36% учащихся продемонстрировали низкий уровень КИ-грамотности (1-й уровень или ниже), и только 2% школьников достигли 4-ого уровня КИ-грамотности, который предполагает навыки критического мышления при поиске информации в Интернете.
· Уровень компьютерной и информационной грамотности у девочек выше, чем у мальчиков по всем странам-участницам ICILS.
· В среднем по всем странам-участницам ICILS 36% учащихся пользуются компьютером более 7 лет, в России доля учащихся с таким опытом работы на компьютере - 32%.
· Учащиеся больше используют ИКТ дома, чем в школе. В среднем по исследованию ICILS 87 % школьников пользуются компьютером минимум 1 раз в неделю дома, и только 54% отметили, что используют компьютер с такой же частотой в школе. По России эти показатели составляют 94,9% и 72,5% соответственно.
· Российские школьники - активные пользователи сети Интернет. Так в России зафиксированы самые высокие показатели использования Интернета школьниками для социального общения.
· В России 34% учеников мегаполисов (города с населением более 1 миллиона человек) показали 3-й и 4-й уровень КИ-грамотности, что в три с лишним раза превышает успехи сельских учеников (9%). Не достигают первого уровня КИ-грамотности в селе 19% учеников, в мегаполисе – всего 3% (разница в 6 раз!).
· Применение ИКТ в школе по-прежнему носит ограниченный характер. Учителя используют ИКТ в образовательном процессе только в том случае, если они уверены в своих ИКТ-навыках.
· Только половина учителей во всех странах-участницах, по их собственным оценкам, являются уверенными пользователями ИКТ, причем этот показатель практически не зависит от возраста.
Что дало исследование ICILS
- Знакомство с современными подходами к оценке качества образования, к разработке рамки теста, инструментов оценивания и шкалы компьютерной и информационной грамотности
- Опыт локализации и адаптации материалов международного исследования
- Изучение методики отбора участников исследования, оценки результатов тестирования и анкетирования и др.
- Опыт выполнения работ с использованием специализированных компьютерных программ по сбору и обработке данных, оценке результатов и мониторингу исследования
- Знакомство с методическим обеспечением исследования
- Участие в анализе проблемных заданий, в обсуждении результатов исследования c международными экспертами и участниками ICILS.
Всего в рамках международного исследования ICILS прошли тестирование почти 60 000 учащихся 8-х классов из 3300 школ в 21 стране (образовательной системе). Результаты тестирования и анкетирования школьников были дополнены данными, полученными в ходе анкетирования примерно 35 000 учителей, а также ответственных за информатизацию и директоров тех же школ.
В России для участия в исследовании (основной этап) было отобрано 208 городских и сельских школ из 43 регионов РФ. Общее количество участников исследования ICILS - 7318 человек, в т.ч. 3907 учащихся, 2995 учителей, 208 ответственных за информатизацию в школе, 208 директоров школ.
В результате участия в исследования ICILS НФПК приобретен положительный опыт реализации международного проекта, работы в международной команде, взаимодействия с группой зарубежных экспертов.
Четкое соблюдение процедур и требований международного исследования, а также хороший уровень организации работ, предусмотренных ICILS, в т.ч. проведение репрезентативной выборки участников исследования, локализация и адаптация инструментария, организационно-методическое сопровождение и мониторинг проведения исследования в регионах, сбор и обработка данных, экспертная оценка результатов тестирования и анкетирования школьников и др., позволили России войти в основной список стран-участниц ICILS (14 стран из 21). Таким образом, созданы необходимые предпосылки для дальнейшего участия России в данном исследовании – ICILS 2018.
Результаты международного исследования ICILS, а также результаты обработки и анализа национальной базы данных и их сравнения в другими странами будут представлены в Итоговом отчете об участии России в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности школьников, презентация которого состоится в сентябре 2015 г.
- Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA)
- Австралийский совет по исследованиям в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER)
- Центр по исследованиям и обработке данных (Data Processing and Research Center, IEA DPC).