23 декабря 2014 г. в ВШЭ состоялся семинар, на котором впервые были представлены результаты проведения международного исследования компьютерной и информационной грамотности ICILS 2013 на территории Российской Федерации. С докладом выступила заместитель исполнительного директора НФПК Авдеева С.М.
РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ICILS 2013
Россия приняла участие в Международном исследовании ICILS 2013.
International Computer and Information Literacy Study (ICILS) – первое международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности современных школьников из разных стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки.
В ходе исследования была проведена оценка уровня информационной и компьютерной грамотности 60,000 учащихся из 3 300 школ в 21 стране-участнице.
Организатор исследования: Международная ассоциация оценки образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA), более 50 лет проводит кросс-национальные исследования учебных достижений (TIMSS, PIRLS).
От России в исследовании приняли участие 208 школ из 43 субъектов Российской Федерации, всего более 7300 человек:
- 3907 учащихся 8-х классов,
- 2995 учителей,
- 208 директоров школ
- 208 ответственных за информатизацию.
ЦЕЛЬ исследования ICILS – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации; изучить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов; выявить и проанализировать факторы, влияющие на компьютерную и информационную грамотность; способствовать разработке образовательных программ, ведущих к формированию компьютерной и информационной грамотности учащихся, и продвигать обучение в этой сфере на национальном и международном уровнях.
Данное исследование в России проводилось Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Министерства образования и науки РФ и участии органов управления образованием регионов.
Ключевые вопросы, на которые отвечает исследование:
1. Насколько отличается уровень компьютерной и информационной грамотности внутри страны и между странами?
2. Какие факторы влияют на уровень компьютерной и информационной грамотности?
3. Какова роль школьного образования в повышении уровня компьютерной и информационной грамотности?
4. В каком направлении следует совершенствовать российское образование?
Инструментарий исследования – компьютерное тестирование и анкетирование учеников 8 классов, анкетирование директоров школ, учителей, ответственных за информатизацию.
Рамка исследования разрабатывалась с привлечением международных научных консультантов и экспертов в области компьютерной и информационной грамотности.
Некоторые результаты и выводы
Несмотря на то, что учащиеся выросли в эпоху информационных технологий – это не означает, что они являются «цифровыми аборигенами».
По всем странам в среднем 17% (в России 9 %) школьников не достигли 1-го уровня компьютерно-информационной грамотности.
В среднем только 2% (в России также 2%) школьников достигли 4 уровня компьютерно-информационной грамотности.
Максимальный показатель у школьников Южной Кореи – 5%.
Процентное распределение учеников РФ по уровням компьютерной и информационной грамотности
Четкое следование процедурам и требованиям международного исследования позволило России войти в основной список стран-участниц. Результаты этого исследования по России были включены в основную часть Итогового отчета по ICILS .
Результаты международного исследования ICILS2013 представлены на сайте http://icils2013.acer.edu.au/
- 10120 просмотров