14 октября состоялся совместный с Российским тренинговым центром Института образования НИУ ВШЭ вебинар на тему "Результаты международного исследования ICILS-2013".
В 2010-2014 гг. Россия принимала участие в Международном исследовании компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов (International Computer and Information Literacy Study, ICILS 2013). Исследование было организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). В России данное исследование проводилось специалистами НФПК — Национального фонда подготовки кадров при активной поддержке Министерства образования и науки РФ и органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Международное исследование ICILS 2013 стало первым сравнительным исследованием, которое посвящено вопросам формирования и развития компьютерной и информационной грамотности у школьников. В отличие от других сравнительных исследований, имеющих ориентацию на определенный учебный предмет, исследование ICILS имело своей целью оценить метапредметную способность учащихся использовать компьютер для работы с информацией в цифровой среде. Кроме того, это первое международное исследование, организованное IEA, в рамках которого результаты тестирования и анкетирования учащихся собирались в электронной форме. Оно является своеобразным ответом на вызовы современного общества, характеризующегося широким распространением информационных и коммуникационных технологий и возрастающей ролью соответствующих навыков, необходимых современному человеку для успешной жизни и работы в эпоху цифровых технологий.
Цель исследования ICILS-2013 – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, измерить и проанализировать выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях.
Исследование в цифрах.
Всего в рамках международного исследования ICILS прошли тестирование почти 60 000 учащихся 8-х классов в 3300 школах из 20 страны. Результаты тестирования и анкетирования школьников были дополнены данными, полученными в ходе анкетирования примерно 35 000 учителей, а также ответственных за информатизацию и директоров тех же школ.
В России для участия в исследовании (основной этап) было отобрано 208 городских и сельских школ из 43 регионов РФ. Всего в нем приняло участие более 7300 человек, в т.ч. 3907 учащихся, 2995 учителей, 208 ответственных за информатизацию в школе, 208 директоров школ.
На вебинаре были представлены результаты проведенного исследования, а также обсуждались вопросы: какие факторы влияют на формирование компьютерной и информационной грамотности и какова роль школы в ее формировании.
Докладчики:
Авдеева Светлана Михайловна, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, к.т.н.;
Кацай Ирина Ивановна, начальник отдела организационно-аналитического обеспечения структурного подразделения Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» по Центральному району;
Полякова Виктория Александровна, проректор по информатизации ГАОУДПО ВО "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой".
Ведущие вебинара:
Вальдман Игорь Александрович, директор Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.
Вебинар, в первую очередь, предназначен представителям региональных органов управления образованием, специалистам центров оценки качества образования, институтов развития образования и методических служб.
На вебинаре обсуждались следующие вопросы:
Насколько хорошо подготовлены современные школьники к учебе, работе и жизни в век информации?
Каков уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов Российской Федерации? Насколько он отличается от уровня учащихся других стран, принимающих участие в исследовании?
Какие факторы влияют на формирование компьютерной и информационной грамотности учащихся, а какие препятствуют?
Какие аспекты школьного образования и образовательной системы в целом влияют на развитие компьютерной и информационной грамотности? А именно: насколько ИКТ доступны в школах? Как учителя относятся к использованию компьютера и насколько хорошо им владеют? Как осуществляется профессиональное развитие учителей в области эффективного использования ИКТ?
- 6255 просмотров