Репутация вуза: эффект айсберга | НФПК
 ! Годовой отчет НФПК за 2018

Репутация вуза: эффект айсберга

Сен 11, 2017

Репутация университета: как создавать, управлять и конвертировать в благополучие вуза и региона – этим вопросам был посвящен семинар-практикум, проходивший 7-8 сентября 2017 в Москве. Семинар был организован Благотворительным фондом В. Потанина и Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) при поддержке Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ и собрал более 140 представителей региональных университетов, заинтересованных в освоении новых инструментов продвижения.

В первый день мероприятия в информационном агентстве ТАСС был традиционно представлен очередной ежегодный рейтинг вузов Благотворительного фонда В.Потанина, и состоялась открытая дискуссия «Из чего складывается бренд университета?».  

Второй день был посвящен подробному разбору лучших практик на площадке Высшей школы экономики. Участников приветствовали руководитель международных и сетевых программ НФПК Наргиса Валамат-Заде, руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Института образования НИУ ВШЭ Олег Лешуков и директор по связям с общественностью Благотворительного фонда В. Потанина Юлия Грозовская. «Программы Фонда сосредоточены вокруг организаций, способных добиваться серьезных устойчивых изменений, принимать на себя ответственность и идти вперед. В этой аудитории собрались безусловные лидеры», – подчеркнула она. 

Как найти и удержать партнеров от промышленности, бизнеса и благотворительных фондов – конференцию открыла модератор Юлия Селюкова, независимый консультант и специалист по университетским коммуникациям. По ее мнению, университеты находятся в хорошей позиции – корпорации и частные фонды охотно поддерживают образование (к примеру, до 50% бюджета Гарвардского и Йельского университетов составляют частные пожертвования). Что такое «эффект Академии наук» и почему от него надо избавляться? Как выстроить уважительные и взаимовыгодные отношения с донорами, какова роль ректора, как работать со средним бизнесом – концентрированный опыт эксперта оказался своего рода манифестом университетского фандрайзера.

Елена Гончарова, начальник управления по найму абитуриентов Алтайского госуниверситета, рассказала об активном «хедхантинге» на уровне школы – программах профессиональных проб «Карьерный старт», каникулярных профильных сменах и проекте «Студент на один день» помогают привлечь самых перспективных старшеклассников.   

О том, как вузу стать привлекательным для молодых ученых, рассказывала Юлия Шидловская, начальник Департамента по работе с сотрудниками Cанкт-петербургского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), одного из самых быстро развивающихся российских вузов. Речь шла о том, как важно предоставлять ученым академическую свободу, при этом ясно формулируя стратегию кафедры и вуза; как искать и находить действительно лучших сотрудников, где именно искать талантливых ученых.

Одним из самых сильных впечатлений семинарского дня стали две истории университетов, ставших точками роста для своих городов. Вятский государственный университет представил ректор Валентин Пугач, рассказавший, как университет превратился в центр притяжения не только для интеллектуалов разных сфер, но и для всех творческих сил в регионе. «Мы создали штаб, куда стекаются самые неожиданные идеи. При нашей поддержке создаются проектные команды и реализуются десятки мелких и крупных проектов, партнерами которых выступает бизнес, музеи, библиотеки и обычные горожане. Город проснулся, и это почувствовали все – стало интересно. Фактически, происходит перезагрузка региона, продюсером которой стал ВятГУ». Креативную историю Томского государственного университета озвучила  начальник управления информационной политики Томского госуниверситета, директор НОЦ «Высшая школа журналистики» Юлия Эмер. По ее словам, ТГУ постепенно превращается в «одно окно», куда местные власти могут обращаться со своими потребностями и получить помощь в их решении. «Мы стремимся сделать так, чтобы лучшие молодые люди оставались в городе и поступали к нам в университет, а не уезжали в столицы. И у нас это получается. Мы работаем как экспертная площадка для исследований в области истории и природы Сибири – создан центр «Транссибирский научный путь», который решает инновационные и научные проблемы. К нам приезжают ученые с мировым именем», – рассказала она.

В завершение дня известный кейс Университета Наварры представила декан школы коммуникаций Чаро Садаба, которая сделала экскурс в историю последних 15 лет своего вуза, чтобы проанализировать, как за это время из провинциального вуза он превратился во всемирно известный научный центр. По ее мнению, репутация – это набор неосязаемых ценностей с осязаемыми результатами. К числу последних относятся качество обучения и исследований, комфортная среда для студентов и преподавателей, финансовая стабильность, воздействие университета на жизнь общества и ещё десяток базовых показателей. «Репутация похожа на айсберг, видимую часть которого составляет общественное мнение, рейтинги, имидж и тому подобное. Но гораздо больше и важнее подводная часть – то, что не видно публике. Это наша самоидентификация, ответы на вопросы, кто мы, что мы делаем и зачем. Только при правильно устроенной «базовой» части нас будут воспринимать так, как мы хотим».

Запись семинара-практикума «Репутационный менеджмент вуза и региона: правила игры»,

7 сентября, ТАСС
Сессия 1. https://www.youtube.com/watch?v=vnyJrB69Wwg
Сессия 2. https://www.youtube.com/watch?v=Q8_KLYILlws

8 сентября, Высшая школа экономики
Часть 1. https://www.youtube.com/watch?v=7yHOpXaRTag
Часть 2. https://www.youtube.com/watch?v=XioBxIUEr9Q
Часть 3. https://www.youtube.com/watch?v=283RHR2A7ic