Потенциал региона для развития креативных индустрий | НФПК
 ! Годовой отчет НФПК за 2018

Потенциал региона для развития креативных индустрий

Июн 13, 2018

9 июня 2018 года на пло­ща­д­ке Ме­ж­ду­на­род­но­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма ян­тар­ной от­рас­ли «AMBERFORUM 2018» пред­ста­ви­те­ли твор­че­ских ин­ду­стрий обсудили возможности творческого сегмента экономики для развития региона, роль культурных учреждений в формировании имиджа городов, модели поддержки креативной экономики со стороны крупных компаний, сохранение культурных традиций в XXI веке – как передавать традиции народно-художественного промысла современной молодёжи.

В экспертной дискуссии «Потенциал региона для развития креативных индустрий», организованной Национальным фондом подготовки кадров и Агентством Creative Industries приняли участие представители твор­че­ских ин­ду­стрий и бизнеса, профессиональные творческие сообщества, пред­ста­ви­те­ли ор­га­нов вла­сти фе­де­раль­но­го и ре­ги­о­наль­но­го уро­в­ня, а также учреждения профессионального сообщества.

Модераторами мероприятия выступили: Инна Каракчиева, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ, Ирина Аржанова, директор Национального фонда подготовки кадров.

Среди спикеров от профессионального сообщества: Владимир Зарудный, генеральный директор корпорации развития Калининградской области, Ольга Кизина, руководитель департамента городской среды Фонда «Сколково», Татьяна Ашутова, декан факультета искусств и сервиса Мурманского арктического государственного университета (Мурманск), Эмма Васильева, директор центра материальной культуры и дизайна ОмГТУ (Омск), Екатерина Сачкова, директор агентства «Творческие индустрии», Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой «История искусств и гуманитарные науки», советник ректора по международным связям и связям с общественностью Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова

Во введении к экспертному обсуждению Инна Каракчиева представила информацию по статистике и динамике развития креативных индустрий в стране и в ведущих странах мира, обозначила текущие ограничения и задачи, стоящие в этой области деятельности.

Владимир Зарудный отметил, что Калининградская область имеет все предпосылки стать регионом, основным вектором развития которого будет являться креативная экономика. В первую очередь, это географическое положение — близость и хорошая транспортная доступность к уже сформированным креативным центрам. Конкурентоспособность региона также кроется в историческом и культурном наследии, хорошей экологической обстановке и конкурентной, в сравнении с многими другими российскими городами, комфортной среде. Кроме того, Калининградская область является регионом развития и специальной поддержки среднего и малого бизнеса, а именно на нем держится креативная экономика.

В частности, для резидентов Особой экономической зоны, которые инвестирует средства в сфере креативных индустрий, установлены льготы: электронная российская виза за 3 дня, пониженные страховые взносы — всего 7,6 %, упрощенный порядок привлечения высококвалифицированных специалистов, отмена налога на прибыль в течение первых 6 лет, после 6 лет - 50% дисконт.

В области продолжает увеличиваться население, за последний год жителей региона стало больше почти на 15 тысяч. Это связано, в том числе, с тем, что «креативщики» - это мобильные люди, которые работают там, где им комфортно. На 1 января 2018 года численность населения Калининградской области составила 994 708 жителей.

Сегодня “точками роста” креативной экономики Калининградской области являются разработка компьютерных игр и программного обеспечения, клубная индустрия, полиграфический дизайн, фото- и видеопроизводство, декоративно-прикладное искусство (художественная обработка янтаря). Спустя 5 лет к этому списку планируется добавить активно развивающиеся сейчас секторы моды и киноиндустрии.

Несмотря на то, что о развитии киноиндустрии в Калининградской области в последнее время сказано достаточно много, в креативной сфере еще много незаполненных ниш: например, для равномерного распределения туристического потока необходим насыщенный календарь культурных событий, способных привлекать гостей из других российских регионов и зарубежья. Кроме музыкальных фестивалей, это может быть организация выставок, биенале, презентаций артефактов.

При всей насыщенности среды предметами исторического и культурного наследия, в Калининграде нет ни одного значимого художественного и антикварного рынка, а ведь его легко можно сделать туристически привлекательным брендом и местом притяжения. В качестве идеи регион рассматривает создание творческих кварталов. Для Калининграда было бы актуально сделать базой такого «гуманитарного технопарка» янтарную и ювелирную отрасли.

Для развития креативных индустрий должна быть четко выстроена система поддержки, включающая льготную аренду, систему микрокредитов, работу венчурных инвестиционных фондов. Кроме того, учитывая специфику мышления творческих людей, необходимо обеспечить постоянное консультирование небольших компаний по вопросам ведения бизнеса.

В своем выступлении, Ольга Кизина представила видение того, как инновационный центр «Сколково» из года в год приобретает черты нового городского образования, центром которого становятся жители – стартапы, ученые, студенты. Работа с местным сообществом и городской средой занимает особое место в развитии инновационного центра именно потому, что охватывает разные аспекты пребывания человека в новом городе. Сколково год за годом обретает новые смыслы за счет реализованных проектов и мероприятий. Из «места работы» превращается в «место жизни и отдыха». Не случайно в последнее время именно городская среда становится той точкой притяжения, в которой наиболее востребованы и инновационные технологические решения, и новые бизнес-модели, и творческая энергия жителей.

За два года «Сколково» превратил строительную площадку в современный комфортный «город для людей» с отдельным жилым кварталом, школой, музеями, памятниками и арт-объектами, научными лабораториями, конференц-залами и бизнес-центрами.

Первым инструментом по развитию городской среды стали массовые мероприятия. Два года назад был проведен первый фестиваль «Сколково-джаз». В первый год фестиваль посетили пять тысяч человек, сегодня – это признанное и очень популярное событие, как минимум в московском масштабе.

Второй инструмент – это использование исторического потенциала территории. В каждом городе есть своя история, есть люди, которые свой город прославили. На них можно опереться с точки зрения представления некоторой легенды и даже мифов о месте. Сколково – это исходно не историческая территория, поэтому команда по развитию среды начала изучать всевозможные источники для поиска исторической «зацепки». Оказалось, что недалеко от «Сколкова» было найдено захоронение Казимира Малевича, чье наследие и стало вдохновением для развития всей территории. Паблик-арт-объекты, фестивали и множество других проектов посвящены творчеству Малевича. Архитектурные решения большинства зданий отражают тему авангардизма: это Гиперкуб, Матрекс.

Третий, важный, момент – это вовлечение жителей территории в проектирование городской среды. Сейчас запускается проект «Сколково комьюнити», который поможет определить точки соприкосновения жителей с городской средой. Горожане смогут сами определить, в какой части инновационного центра им было бы удобнее гулять, в какой – читать книги, а в какой – хотели бы проводить больше времени, занимаясь активным отдыхом.

Темой развития среды в Сколково занимается соответствующий департамент с 10 сотрудниками, работающий в тесном взаимодействии с другими профильными департаментами – строительства. ЖКХ и др.

Татьяна Ашутова отметила, что в Мурманской области существуют объективные проблемы, негативно влияющие на его социально-экономическое развитие: недостаточно диверсифицированная структура экономики, низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства, низкая конкурентоспособность регионального турпродукта. Для региона, экономика которого связана, в первую очередь с сырьевой ориентацией, развитие креативной среды ассоциируется с диверсификацией экономики и региональной поддержкой малого предпринимательства.

В соответствии со Стратегией социально-­экономического развития Мурманской области приоритетным направлением является повышение роли дизайна в экономическом и социокультурном развитии региона. МАГУ выступил инициатором и ключевым участником создания, продвижения и развития регионального Кластера северного дизайна, цель которого — повысить благосостояние и конкурентоспособность Мурманской области, объединяя и используя методы науки и дизайна в решении экономических проблем региона.

Кластер северного дизайна на территории Мурманской области – это группа взаимосвязанных организаций, которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и всей индустрии в целом. В регионе сложились предпосылки для формирования институции тройного партнерства: университет, бизнес, власть (Triple Helix Model), которая обеспечивает более гибкие реакции на вызовы социально-экономических трендов, в том числе за счет лидерства университета в реализованных креативных проектах, объединивших силы муниципалитетов и бизнеса.

Основная цель уже сформированных партнерств в регионе - содействие использованию дизайна как стратегического инструмента инноваций в интересах повышения конкурентоспособности и прибыльности в Мурманской области у территории, бизнеса, промышленности, государственного сектора и общества, за счет эффективного взаимодействия организаций при реализации совместных проектов.

Реализация проекта по созданию креативного кластера содействует развитию молодежного предпринимательства в регионе, что обеспечивает личную конкурентоспособность молодежи, возможность проектирования и коммерциализации продуктов креативной индустрии, позволяет решить проблему оттока молодежи из региона. Практическая реализация мероприятий по вовлечению молодежи в региональные социокультурные проекты, направленных на творческую, социальную, профессиональную реализацию, мотивацию студентов способствует закреплению молодежи в регионе. Разработка проектов по благоустройству и развитию территории позволяет решить задачи формирования комфортной среды проживания для жителей Мурманской области в соответствии с реализацией на территории Мурманской области Федерального приоритетного проекта «Формирование современной городской среды».

Опорный университет МАГУ является инициатором и одним из основных участников нового кластера, имеющего, прежде всего, экономическую базу.

Стратегический проект МАГУ «Креативный город» вписан в деятельность кластера, поэтому университет активно участвует в брендинге региона в целях изменения позиционирования Мурманской области, обеспечения ее узнаваемости, инвестиционной и миграционной привлекательности региона. Проект встраивается в систему проектно-ориентированной подготовки, направленную на формирование интереса к индустрии креативных технологий, профессиональное самоопределение и развитие предпринимательской активности обучающихся. Ожидается, что его реализация позволит сформировать многоуровневую образовательную и социокультурную среду, направленную на обеспечение творческого и культурного развития личности, успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, ее участие в культурной жизни региона. А реализация конкретных проектов креативных индустрий повысит финансовую устойчивость университета. Уже сегодня в университете созданы: Центр творческих индустрий «Элементарно», Арт-галерея «Отпечаток», Арктический центр туристских практик и инициатив, Центр прикладной урбанистки. Ведётся работа над совместными проектами: «Феномены арктических явлений», «История о северной идентичности», Международный Форум «Креативные индустрии в Арктическом регионе»

Важным аспектом реализации деятельности университета и кластера северного дизайна является большое количество заинтересованных участников:

  • Министерство строительства и территориального развития Мурманской области
  • Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
  • Комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска
  • Комитет по культуре и искусству Мурманской области
  • Мурманские городские парки и скверы.
  • Мурманский морской торговый порт
  • Компании креативных индустрий: «Славия», «Баренц-пресс», «Пароход», «Идея», «Медиа-хауз», «Фасад и интерьер», «Глобал-медиа», «Z-design», ООО «Энергия творчества».
  • Туристические компании: «Радуга Севера», «Мириам тур», «Лаппи-тур», «Holiday Travel»

Омская Арт-резиденция ОмГТУ, представленная Эммой Васильевой - это открытая региональная площадка для общественных и креативных инициатив.

Идея создания такой площадки была инициирована в рамках программы опорного университета региона – ОмГТУ с целью поиска входа в секторы культуры и креативной экономики современного города людей с прогрессивным мышлением, их вовлечение в созидательную деятельность и понимание точек роста региона и развитие человеческого потенциала Омска. Площадка «Омская Арт-резиденция» не разовое мероприятие, она имеет стратегическую линию развития как в информационной, событийной, так и в культурной и предпринимательской активностях региона, является стимулом для развития многообразной креативной экономики города. В результате реализации такого проекта, направленного «во вне» - на территорию, вуз становится диалоговой, исследовательской, акселерационной площадкой интегральной креативной экономики по специализации подготовки образовательной деятельности: дизайн, туризм, сервис, IT-технологии.

Арт-резиденция в итоге должна объединить ряд площадок, работа которых направлена на формирование устойчивого восприятия города Омска, как «креативной столицы», включая: инновационный музейно-экспозиционный комплекс (Технологический музей и Музей этнографии и дизайна), «Бюро прикладной урбанистики: Городской чердак», молодежный театр мод "ОбраZ" ОмГТУ и др.

Основными задачами проекта, инициированного университетом, но вышедшим за его рамки, является модернизация выставочных и проектных пространств музеев и мастерских, создание масштабных современных дизайн-экспозиций, открытие и демонстрация музейно-экспозиционного комплекса, разработка социокультурных событий и проектов для жителей города и региона на конкурсной основе с привлечением студентов и преподавателей вуза, запуск инициативных проектов развития города, направленных на повышение качества городской среды и жизни горожан; разработка урбанистических и креативных образовательных курсов, мастер-классов, направленных на формирование и повышение уровня культуры горожанина, формирование аналитической базы бюро прикладной урбанистики, разработка публичного интерфейса для жителей города и региона с информацией об арт-событиях.

Успешная реализация проектов по формированию комфортной городской среды позволит включить их в программу Правительства Омской области о создании кластера социальных инноваций. Наличие городских общественных пространств создает конкурентные условия (базу) и притягивает в регион людей с инновационными идеями, которые будут реализованы в Омске, что для города с постоянной убылью населения является критически важным. А диалог широкой аудитории и профессионалов креативных индустрий арт-резиденции провоцирует зарождение нового настроения в депрессивном городе, формирование в нем не только комфортной среды, но и новой экономики, ранее не представленной на экономической карте региона.

Екатерина Сачкова, один из ведущих экспертов в теме креативных индустрий, подчеркнула, что креативные индустрии – драйверы городского развития, имеющие огромный потенциал:

  • человеческий – 7,5 % от общей занятости населения Россия в сфере творческих индустрий.
  • экономический – 6% вклада творческих индустрий России в ВВП страны.
  • общественный – самая творческая и ответственная часть населения, с которой никто системно не работает.
  • творческий – именно эти люди придумывают новое.

Творческие проекты определяют судьбу, лицо и образ жизни людей, проживающих в городе. Однако в России правовое регулирование этих индустрий пока остается открытым вопросом.

Сегодня большинство стран мира признало творческие индустрии «спасательным кругом» – инструментом развития человеческого капитала и решения городских проблем. Бизнес-идеи творческих людей способствуют росту культурного разнообразия и экономической стабильности. Для России – это не только вызов, но и возможность для творческих предпринимателей заявить о себе. Нестандартные, нишевые, концептуальные творческие бизнесы имеют все шансы занять устойчивое место в ряду экономически успешных предприятий. Особенностью креативных индустрий является то, что они позволяют иметь «добавленную стоимость», в т.ч. и к традиционным экономикам, бизнесу, событиям.

Необходимо объединение предпринимаемых усилий в единую программную логику и здесь Калининградская область могла бы стать точкой сборки федеральных инициатив по креативным индустриям.

Опыт региональных университетов, выступающих инициаторами развития сектора креативных индустрий в стране, был поддержан в выступлении Кирилла Гаврилина. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова традиционно является одним из самых креативных институтов, не только выпуская специалистов в сфере промышленного дизайна, традиционных промыслов и тд, но и создавая креативное пространство творчества для города, являясь признанной выставочной и коммуникационной площадкой. Особенностью образовательного процесса и технологий обучения в Академии является приглашение на позиции заведующих кафедр и ведущих преподавателей – реальных, самых востребованных специалистов в своих областях творчества, создание максимально комфортной и современной среды. Кроме того, применение информационных технологий как современного креативного инструмента позволяет создавать уникальные презентационные возможности и форматы реализации различных проектных идей. Возможности Академии позволяют делиться своим опытом с региональными партнерами и заинтересованными образовательными и творческими организациями, что может и должно быть востребовано всеми заинтересованными участниками не только экспертного обсуждения, но и тех, кто видит будущее в развитии творческого, креативного потенциала.

В завершении экспертного обсуждения, Ирина Аржанова обозначила, что в рамках текущей стратегии пространственного развития России, актуальной и очень востребованной становится не только тема диверсификации региональных экономик и развитие человеческого капитала на местах, но и повышение качества жизни, создание комфортных условий проживания и работы. Креативные индустрии, с этой точки зрения, являются многообразным и многообещающим вектором развития российских территорий.

Принимая во внимание представленный опыт и особенности только нескольких регионов – Калининградская область (особая экономическая зона, анклавное расположение, международное окружение), Московская область – Сколково (малый населенный пункт – 500 человек, инновационная инфраструктура, близость к Москве, концентрация человеческого капитала), Мурманская область (заполярная зона, сложная экономическая ситуация, ограниченная диверсификация экономики, отток молодежи), Омск (город – миллионник, сильная промышленная составляющая экономики, депрессивный город в части комфорта среды, значимый отток населения), можно отметить, что, с одной стороны - потенциал региона важен для развития креативных индустрий, но и креативные индустрии могут в значительной степени повлиять на развитие региона. Несмотря на уникальные особенности российских территорий и диверсифицированное состояние региональных экономик, особенно, относительно сферы креативных индустрий, с точки зрения регионального потенциала важными условиями являются:

  • наличие артикулированной «политической воли» по поддержке креативных индустрий в регионе (понимание проблематики «креативного сектора экономики» первыми лицами региональной власти; наличие документа (ов) – программы, положения, распоряжения и др или соответствующих разделов в региональных программах развития о поддержке креативных индустрий; наличие нормативной базы для создания благоприятных условий по их развитию; установленные взаимосвязи нескольких региональных органов исполнительной власти по развитию сектора креативных индустрий – Министерства / департаменты промышленности, строительства и ЖКХ, образования, культуры и др.);
  • наличие критической массы «креативщиков» - людей, способных и готовых работать в сфере среднего и малого бизнеса, в сфере услуг, основанных на креативном потенциале, людей, работающих в сфере креативного творчества; в том числе, важно наличие их объединений – профессиональных и творческих, экономических, кластерных;
  • наличие инфраструктуры, которая может быть использована для развития креативных пространств в регионе; наличие институтов образования и культуры, которые могут выступить инициаторами создания и развития креативных пространств и креативных индустрий, наличие благоприятного бизнес-климата;
  • наличие «общественного заказа на творчество» - востребованность населением города / региона продукции и услуг сектора креативных индустрий, его готовность к соучастию в создании комфортной среды проживания и работы, в т.ч. в формате малого и среднего бизнеса, самозанятости;
  • наличие региональных «инвесторов», ресурсно содействующих развитию сектора креативных индустрий со стороны региональных органов власти, реального сектора экономики, творческих объединений, сообщества;
  • наличие института / органа, готового взять на себя централизованные усилия по системному, комплексному развитию сектора креативных индустрий как с точки зрения регионального бизнеса, так и создания комфортной среды обитания, повышения качества человеческого капитала и качества жизни в регионе (департамент развития среды, институт развития, кластер и др.), координирующего участие многих заинтересованных сторон.

Учитывая актуальность темы развития креативных индустрий, популярность ее обсуждения в последние 2-3 года, а также новые майские указы Президента Российской Федерации, важным, с точки зрения участников обсуждения, является:

  • учет результатов уже проведенных исследований по данной и смежной тематике, равно как и проведенных обсуждений по различным аспектам заявленной тематики;
  • мобильность и доступность идей, результатов проектов, опыта отдельных институтов и регионов в организации и развитии креативных индустрий;
  • постепенное формирование региональных «карт» креативных кластеров, институтов и участников креативного развития в регионах;
  • формирование и лоббирование предложений по государственной поддержке развития рынка креативных индустрий в стране при ведущей роли и ответственности регионов.